Восемь лет назад — как говорил основатель компании — в рамках одного из мероприятий «Яндекса» появилась идея создать устройство, которое будет транслировать на стенку диафильмы. Если вы помните, диафильмы были почти в каждом советском доме. Это такая фотопленка с кадрами, которую пропускают через агрегат с лампочкой и увеличительным стеклом, что позволяет транслировать на стену содержимое кадра. И вот советские семьи по вечерам с детьми эти диафильмы смотрели.
Мы не прочь поностальгировать. Но прекрасно понимаем, что любой технологии отведено свое время. На идее диафильмов далеко не уехать, нужен контент. И так постепенно «МультиКубик» из устройства для ностальгирующих миллениалов трансформировался в чрезвычайно дорогой проектор. Как пишут злопыхатели, «на алишечке» такому устройству красная цена — сто долларов. Кто платит за него (в здравом уме) в восемь раз больше — непонятно.
Дополнительной вишенкой на торте является размер инвестиций, которые на разных этапах привлек «МультиКубик». Совокупно их размер составил 600 миллионов рублей. Вдумайтесь в эту цифру. Покатайте, так сказать, ее на языке. Осмыслите. И не спрашивайте, почему ФРИИ и Сколково вкладывали столько денег. Ведь основатель был убедителен. Красиво говорил. А глаза, глаза какие честные. Как не дать ему, например, 150 миллионов рублей. Особенно если они не твои, а государственные.
Итого 8 лет безбедной жизни Михаила Буховцева, Дарьи Мингалиевой и Павла Журавлёва — основателей компании — обошлись как минимум в полмиллиарда государственных денег (остальные дали частные инвесторы, среди которых затесался даже наш добрый старый знакомый Павел Ройтберг).
Теперь у компании только долги. 47 миллионов надо заплатить дистрибьютору уникального девайса (из них 9 миллионов за возвращенный некачественный товар) и 14 миллионов компания должна ivi (устройство поставлялось с 6-месячной подпиской). Есть и долги помельче, но кто считает эти копейки, правда?
Причина фиаско понятна любому родителю. Какой смысл тратить 57 тысяч рублей на устройство с непонятным происхождением, если можно просто купить планшет, телевизор, проектор наконец? И смотреть на нем оцифрованные диафильмы до потери пульса. Неужели кто-то на полном серьезе думал, что няшные чехлы для «кубика» в виде смешариков — это прям killer-фича?
Думаем, это не последнее банкротство, за тучные годы вокруг ФРИИ, Сколково и других шаражек, живущих на государственные вертолетные деньги, выросло огромное комьюнити бездельников и мечтателей. Последует ли какая-то персональная ответственность? Будет ли распродажа имущества учредителей, проевших 600 миллионов рублей (не считая полученной за 8 лет выручки)?
И главное. Будут ли сделаны выводы?