Время собирать камни (Mahjong Deluxe)

Вряд ли с помощью этих маленьких черных закорючек мне удастся потрясти вас так же, как вид войска Тамерлана, атакующего крепость, или игрушки йо-йо, разрушающей Москву, и все это в хорошем кинотеатре (все поняли, о каком фильме речь). Однако эти сцены, отсмотренные в сотый раз, уже, вероятно, начнут вам надоедать. Возможно, сильно. Возможно, настолько, что никакой аутотренинг (это очень хорошее кино, это очень зрелищные моменты) не удержит ваш организм от протеста против сто первого просмотра. И совсем иначе обстоит дело с игрой, о которой мы поговорим сегодня. Играя в нее день за днем, не только не встречаешь внутреннего протеста, но, надо отметить, начинаешь ощущать некий азарт. А мудрец Кин Дзуан и вовсе, в стиле магистра Йоды изрек: «Этой игрой наслаждаясь, мудрость постигаешь».

Впрочем, все по порядку. Подберите благоговейно потерянные челюсти — вашему вниманию прямая родственница самой популярной в мире китайской игры (придуманной много раньше нашего Тетриса), прародительницы пасьянсов и прочее, и прочее: Mahjong Deluxe от Reaxion.

Для тех, кто никогда не сталкивался с этим древним развлечением, поясню: маджонг — это нечто вроде смеси домино и пасьянса. Представьте себе уже выложенную конструкцию из фишек домино всех разновидностей… вам надо постепенно «разобрать» ее, снимая доступные, не зажатые другими фишками, фигуры, для которых есть такая же (той же масти и значения) свободная пара. Если получилось убрать все кости с игрового стола — хорошо, если выходит сделать это быстрее других — совсем замечательно!

Если со стороны смотреть на скоростную игру заядлого участника таких баталий — может показаться, что это игра на внимание и скорость, но это не совсем так. Иногда бывает важно не совершать тот или иной ход, чтобы не проиграть в самом финале всю партию.

Рыбаки, генералы и азарт
Почти в любом обзоре можно избежать исторических экскурсов и ностальгических ноток. Вторые нам ни к чему, а вот экскурс совершить придется.

Итак, около трех тысяч лет назад на берегу озера, недалеко от деревни Нин-по, жил рыбак по имени Цзе, рисковавший выходить в открытое море за рыбой. Одна лишь проблема мешала в таких походах — морская болезнь подопечных. Цзе был мудр и понял, что болезнь эта — лишь помрачение сознания, и все, что нужно сделать — отвлечь рыбаков, пока они не привыкнут к качке. И он придумал игру, целью которой было удержание полного внимания игрока. Говорят, рыбаки были столь увлечены новой игрой, что совсем не заметили, как привыкли к качке и больше не боялись моря, регулярно привозя большой улов. Семья Цзе разбогатела и по сей день является одним из влиятельнейших родов в Китае.

А генерал китайской императорской армии Чен Ю Мунь, чьи солдаты однажды стояли близ все той же провинции Нин-по, придумал, как помочь своим солдатам оставаться бдительными всю ночь. Помог маджонг, но несколько модифицированный — он внес в него карточки-цвета и стороны света, обосновав это тем, что сознание человека развивается, и былая игра уже не увлекает в достаточной мере.

Со временем маджонг стал азартной игрой, а, выйдя за пределы Китая, обрел бешеную популярность во всем мире и даже вызвал всплеск браконьерства. Дело в том, что в память о генерале Чене верх фишек был сделан из кости, такой же белой как и фуражки его солдат. Охотники за костью принесли тогда немало проблем, ведь маджонг продавался в пик популярности целыми пароходами (!). Существовала огромная, но разрозненная индустрия, которая была объединена американцами в Mei Ren Company, куда вошли двенадцать фабрик.

Все те же американцы постоянно мистифицировали эту игру, например, ходили слухи, что каждое имя рабочего тех фабрик соотносится с игральной костью иного варианта маджонга, содержащегося в секрете, о разъяснении ситуации даже было подано прошение в посольство; представитель КНР, доктор Сао Ке Альфред Цзе, сказал, что это неправда. А тем временем, его родословная восходит к тому самому рыбаку Цзе, который изобрел маджонг.

В противовес вышеизложенным героическим историям, некто Миллингтон в книге, изданной в Лондоне, в 1977 году (The Complete Book of Mah-Jongg), утверждает, что маджонг, такой, каким мы его знаем, возник аж в конце девятнадцатого века из карточной игры ма-тяо. В полную колоду маджонга входило (и входит) 144 фишки, включая 108 фишек трех мастей (ping — доты, so — бамбуки, wan — символы). Плюс к тому, в наборе присутствуют кости-ветры четырех направлений и драконы трех цветов (зеленый, белый и красный), и дополнительные восемь костей — сезоны и цветы.

В самом Mahjong Deluxe присутствует практически наиболее полный набор фишек из всех встреченных мною на виртуальных столах, да к тому же целых шестнадцать раскладов: от простых до таких, где сложить его — уже хорошо, не говоря уж о времени.

Куда камни нести?
Может быть, это покажется странным, но, на мой взгляд, подобные игры не требуют рассмотрения технических вкусностей. Возможно, такое впечатление создается оттого, что в Mahjong Deluxe абсолютно все на своих местах. Никакой дисгармонии. Единственное, о чем я жалел, пока играл, это отсутствие у моей Nokia 6670 сенсорного экрана. Музыка красива и вовремя отключается (что немаловажно). Графика симпатична, каждая фишка узнается и четко отличается от любой другой. Даже иероглифы не изуродованы (что частенько бывает, когда за реализацию берутся не в Китае).

Есть и фишка, ласкающая своим присутствием азартную жилку игрока — возможность помериться силами со всеми остальными пользователями Mahjong Deluxe, где бы они не находились, благодаря глобальной динамической статистике.

Все прекрасно, ни к чему вдаваться в анализ. Разбросаем камни. Иногда, нарушить порядок и наследить — означает замести следы. Раскинем партийку, не на скорость, а так, ради того, чтобы воздать времени его же монетой — немного убить его… все-таки прав был мудрец Кин Дзуан. Хоть и косил под магистра Йоду.

Итоговый балл: 7.3

Плюсы:
• симпатичная графика
• глобальная статистика
• большой набор раскладов

Минусы:
• редкие огрехи управления
• старая концепция
• маджонга всегда мало