Майк отмечает, что в предвыборной гонке ни Трамп, ни Харрис не уделяли внимания своим планам на IT и телекоммуникационный сектор. Однако если у Харрис вряд ли были планы хоть на что-то, то Трамп скорее всего просто продолжит двигаться по намеченному в прошлый срок вектору.
В первую очередь это касается Федеральной комиссии по связи в частности и регулированию рынка в целом. Тут есть сразу три истории.
Первая — отмена сетевого нейтралитета. Да, в апреле 2024 года FCC, вышедшая из-под контроля республиканцев, восстановила принцип сетевого нейтралитета и ограничив тем самым операторов в их тарифной политике. Однако уже в августе 2024 года федеральный суд заблокировал это восстановление, и с тех пор вопрос остается в подвешенном состоянии.
Сетевой нейтралитет предполагает, что оператор не имеет право как-либо приоритезировать трафик в сети, что делает невозможным тарифы с ограничением скорости доступа к определенным ресурсам. Нейтралитет был введен в 2015 году на излете второго срока демократа Барака Обамы и был отменен уже два года спустя, что лишило FCC полномочий регулировать деятельность операторов и разрешало блокировку, замедление и платное приоритизирование трафика.
Вторая — смена состава FCC. Ожидается, что председателем комиссии будет назначен видный республиканец, что даст внутри комиссии, состоящей из пяти представителей, перевес в пользу политики дерегулирования рынка.
Третья — возвращение FCC полномочий для распределения частотного спектра. Весной 2023 года конгресс США, раздираемый противостоянием демократов и республиканцев, не смог согласовать продление полномочий FCC на проведение аукционом по использованию радиочастотного спектра (что произошло впервые за 30 лет). В результате новые частоты, в первую очередь под 5G, не распределяются уже второй год, что сильно замедляет развитие мобильной связи.
И если дерегулирование телеком-рынка для индустрии является позитивным сигналом, то зацикленность Трампа на пошлинах как инструменте давления может стать черпаком дегтя в бочке меда. Избранный президент США уже заявил о планах увеличить пошлины на иностранные, в первую очередь европейские, товары, что может сильно ударить по операторам: американского оборудования, конечно, немало, но компетенции по производству базовых станций и много сетевого оборудования все же находятся в Европе. Это может подтолкнуть забуксовавшую телегу перевоза производств в США, но в краткосрочной перспективе может стать проблемой.
Наконец, вишенкой на торте может стать тихая месть IT-гигантам, в первую очередь Марку Цукербергу, чья социальная сеть немедленно заблокировала Трампа после окончания его президентского срока, и Google, который умудрился отметиться даже в день голосования тем, что пессимизировал выдачу с упоминанием Трампа.