Копируй это: почему импортозамещение буксует

У китайского экономического чуда много составляющих, и одно из них — умение копировать. Не озираясь на насмешки, не обращая внимание на глумливые шутки, все 90-е годы прошлого столетия Китай старательно обучался технологиям на производствах, которые разместили на его территории глобальные компании. Результат десятилетнего изучения опыта «старших» товарищей дал о себе знать уже в нулевых текущего столетия, а последнее десятилетие продемонстрировало взрыв китайских технологий и промышленности. Внезапно оказалось, что те, кто смеялся над китайскими пуховиками в 90-х, с удовольствием одевается в одежду китайских брендов, пользуется китайскими смартфонами, ездит на китайских автомобилях и готовится переходить на китайские процессоры.

Россия пару лет назад вынужденно вступила в эпоху форсированного импортозамещения. В отличие от Китая, на территории нашей страны практически не размещалось высокотехнологичных производств, глобальные корпорации свой урок от китайских товарищей вызубрили на отлично. И тем не менее, кое-что от зарубежных компаний после их исхода осталось. Но в большей степени компании-импортозамещатели решили просто прыгать от радости и наслаждаться золотым дождем. По крайней мере до тех пор, пока поняли, что это немного не тот золотой дождь, который они ожидали.

Спустя два года IT-индустрия по-прежнему живет в парадигме «изобретем изобретенное». Из последнего и актуального — видеохостинг. Казалось бы, берите пример с Павла Дурова, копируйте YouTube вплоть до пунктов меню в навигации, и будет вам счастье. Но оказалось, что к такому подходу не готов ни RuTube, который решил стать очередным интернет-кинотеатром в структуре ГПМ, ни VK, годами продававший неработающую рекламу в сообществах-пустышках. Все позиционирующие себя как альтернативу YouTube наступили на одни и те же грабли: пользователю абсолютно плевать на технологии, CDN и качество кодеков, и он бы рад перейти на альтернативу, но так, чтобы пользовательский опыт, как минимум на уровне навигации и управления лентой, оставался тем же.

В какой момент импортозамещение было заменено переизобретением колеса? На этот вопрос ответить невозможно, по крайней мере сейчас, в момент активной фазы накачки IT-гигантов грантами и отсутствием конкуренции. Да, у нас есть десяток, а то и два операционных систем, но политическим решением назначено лишь два продукта — Astra для всех и Alt для образовательных учреждений. Нравится, не нравится — вот вам продукт, пользуйтесь. Не удивительно, что за пределами бюджетных организаций ни первая, ни вторая ОС не пользуется сколько-нибудь заметным спросом.

Аналогичная история творится с офисными пакетами. Возможно, функционально и «Мой офис», и «Р7-офис» вполне себе способны заменить Microsoft Office (пока еще не экстремистская организация), но в реальности что первый, что второй продукт выглядят попросту неказисто. Текстовый редактор — это в первую очередь визуальная составляющая, и лишь потом — странный набор крайне редко востребованных функций. Не говоря уже о том, что на маркетплейсах можно приобрести легальные ключи активации (ну, легальные в Нигерии или Индии, как повезет) офисного пакета Microsoft по цене на порядок ниже, чем предлагают наши импортозамещатели. Причем активировать на всегда, а не платить импортозаместительную дань назначенным «альтернативам».

Доски, инструменты совместной работы, фотобанки — перечень можно продолжать бесконечно, и каждый добавит что-то свое. Все это изобретается заново, а пользователям предлагают отказаться от богомерзких способов обхода ограничений и использовать то, что им дают. Говорят, получается не очень. Проблемы «Мой офис», который внезапно обнаружил, что добровольно его покупать никто не хочет, это лишь первая ласточка. А ведь могли бы попиксельно скопировать продукт и сделать его как минимум красивым, а не работающим в условном разрешении 1080p, что в условиях апскейла мылит все впечатление. Но копирование — это непосильная задача для тех, у кого собственный путь. Радует, что мы имеем выбор и не обязаны следовать за ними.

//Сергей Половников