Безлимитный тариф на мобильную связь обойдется в 40 долларов в месяц со всеми налогами. Другой тариф «By the Gig» стоит 15 долларов в месяц за гигабайт мобильного трафика. Для сравнения, у AT&T безлимитные тарифы начинаются с 50 долларов, а у T-Mobile — с 75 долларов в месяц. Правда помимо мобильной связи в эти тарифы могут быть включены еще и подписки на стриминговые сервисы.
Казалось бы, зачем ШПД-оператору своя сотовая связь? Много лет они вполне успешно продавали triple-play. Это пакет, состоящий из домашнего телефона, домашнего интернета и кабельного ТВ. На фоне усилившейся конкуренции операторы начали добавлять четвертый пункт — мобильную связь, но она была далеко не у всех.
Прошло несколько лет, домашние телефоны канули в лету, а кабельное телевидение стали заменять онлайн-кинотеатры и стриминговые сервисы. Остался лишь домашний интернет, доходов от которого было мало для выживания. Чтобы удержать клиентов, которые все чаще стали отказываться от «кабеля», ШПД-операторы начали запускать MVNO. Сейчас свои MVNO есть у Comcast, Charter Communications, Cox Communications, Altice US и WideOpenWest.
Западные СМИ пишут, что эта стратегия угрожает большой тройке сотовых операторов — AT&T, Verizon и T-Mobile. Провайдеры не стесняются использовать агрессивный маркетинг, вплоть до того, что предлагают бесплатный домашний интернет при покупке мобильного тарифа.
Россию тренд на конвергент начался чуть раньше. Одним из пионеров был Билайн с его предложением «интернет и ТВ за 1 рубль». Сегодня большинство крупных операторов ШПД обзавелись собственным MVNO, мобильную связь в пакете продают Ростелеком, МГТС, ТТК и другие. Показателями по MVNO они не делятся, но дела идут неплохо, по крайней мере так можно говорить по косвенным признакам. Впрочем, об угрозе большой четверке и маркетинговых войнах речи не идет.
Единственным крупным ШПД-оператором без собственного MVNO остается ЭР-Телеком, работающий под брендом Дом.ру. И с этим связана целая история длиной в три года. У компании был пилотный проект в Кирове в партнерстве с Tele2. Абонентам предлагали 3 в 1: домашний интернет, цифровое ТВ, минуты, SMS, гигабайты трафика. Можно вспомнить и об аналогичном проекте с МегаФоном, который так же был закрыт. Отвечая на вопрос коллег из Comnews в 2019 году президент ЭР-Телеком Андрей Кузяев говорил:
«Если коротко — мы закрываем проект виртуального оператора, потому что нам так и не удалось выйти на full MVNO. А у нас, по факту, были запакетированы кросс-продажи наши и "МегаФона". В итоге мы не получили тот результат, который ожидали. Мы сегодня видим конвергентный продукт МТС, как он успешно работает. Мы изначально хотели то же самое, используя виртуальную составляющую. Но, к сожалению, не нашлось оператора, который бы нам смог доверить full MVNO. Поэтому мы подумали: "Хорошо, мы дадим такой интернет, который не нуждается в коллаборации».
Отсутствие мобильной связи не помешало «ЭР-Телеком Холдинг» в 2023 году нарастить прибыль почти в четыре раза по сравнению с 2022. На российском рынке ШПД провайдер продолжает сохранять долю по количеству абонентов на уровне 11-12%.
Вопрос о мобильной связи как важнейшего элемента для выживания традиционных ШПД-операторов в современных реалиях остается открытым. Многие абоненты побаиваются складывать все яйца в одну корзину. Что делать, если нужно переезжать, а у семьи — комплексный тариф на всех, да еще и с ШПД в придачу? Если мобильные устройства переедут с семьей на новое место, то далеко не факт, что там окажется техническая возможность подключить домашний интернет от того же оператора.