Задача трех МТС

Вчерашнее мероприятие МТС, в рамках которого компания не ограничивая себя во времени подробно рассказала о том, как развиваются новые направления бизнеса, было замечено далеко за пределами телекома. Дело вовсе не в том, что многие из наработок не только выглядят фантастически, но фантастикой являются и на самом деле. Технология онлайн-перевода во время конференц-связи, когда в онлайн-режиме производится и перевод, и озвучка голосом говорящего выглядит действительно круто, но для ее реализации нужны вычислительные мощности на порядок большие, чем сегодня доступны во всех российских IT-компаниях вместе взятых. Разумеется, если речь идет о массовом внедрении, а не об ограниченном тестовом запуске или дорогостоящей услуге. То же самое можно сказать и о других векторах, обозначившихся в рамках «Платформы МТС».

Но мы хотим обратить внимание на другой аспект.

Несколько лет назад заявление Вячеслава Николаева о том, что МТС хочет стать экосистемой было воспринято рынком неоднозначно. Кто-то высказывался аккуратно, кто-то смеялся в кулак, кто-то — в полный голос. Но вот прошло время, а экосистема у МТС действительно сформировалась. Другое дело — как именно она сформировалась и какие у нее перспективе.

В романе «Задача трех тел» Лю Цысиня математики рассматривают разные подходы к решению этой задачи. Не будем вдаваться в подробности самой задачи, но отметим, что по мнению ученых задача эта решения не имеет. По крайней мере на данный момент. Но к решению есть несколько подходов, которые в романе и рассматриваются. Грубо говоря — создание экосистемы цифровых сервисов компанией, которая в прошлом к этим цифровым сервисам отношения не имела и заработала деньги на другом, это та же задача трех тел. Простого и логичного решения она не имеет, по крайней мере нет четкого плана «делай так и все получится».

В романе рассматриваются разные подходы. И как ни странно можно эти подходы аллегорически переложить на подходы российских компаний к попыткам создать экосистемы. При этом у нас есть Яндекс и VK, для которых экосистемный подход является частью ДНК, они изначально развивались как экосистемы. Тогда как МТС и, пожалуй, Сбер — это пример, когда компании пытаются создать экосистемы сервисов, которые не являются частью их ДНК. Да, можно сколько угодно убеждать в обратном, но это будет похоже на то, как негритенок Майкл решительно двигался к тому, чтобы стать белым Майклом Джексоном. Стал? Ну… Формально да.

Сбер в данном случае (мы тут в аллегории, если что, играем) использовал статистический подход, который предполагает, что проведение множества симуляций рано или поздно приводит к результату. Отсюда множественные метания Сбера, его попытки что-то купить (чтобы потом расчленить и продать), что-то создать и спокойное отношение к тому, что «раз не получилось — попробуем еще».

МТС же использует классический метод грубой силы. Это когда, например, вы подбираете пароль простым перебором вариантов. При наличии достаточных ресурсов и времени, задачу можно решить. Так и к экосистеме МТС применяет подход «вижу цель, не вижу преград». Отсюда и суровая последовательность в реализации выбранной стратегии, многомиллиардные вливания и последовательное продвижение к цели. При этом у МТС вполне может получиться, так как в отличие от Сбера компания не отгружает в топку пачки денег, а выставляет для себя конкретные параметры и ограничения, которых придерживается. И, похоже, подход начинает оправдывать себя.

По крайней мере, тот самый смех над МТС и его экосистемой все чаще приобретает нервные нотки.

//Сергей Половников