Рынок видеоигр сейчас переживает интересное время. В прошлой реплике мы говорили о том, что словно в старом анекдоте про режиссёра, у Apple поменялась концепция. Теперь вот концепция меняется и у Microsoft. Этой ночью был опубликован официальный подкаст Xbox, в котором Фил Спенсер разъяснил новую стратегию компании на рынке видеоигр.
Часть информации просочилась в прессу ещё неделю-другую назад. В первую очередь, это конечно же, сообщение о том, что эксклюзивных Xbox-игр больше не будет, Microsoft будет стараться выпускать свои игры на максимально возможном количестве платформ, включая Nintendo и Sony. Начать планируется с четырёх игр, и если опыт окажется успешным, то он будет распространён и на другие тайтлы. Такой поворот событий вызвал нешуточные бурления в среде фанатов, что очевидно, потребовало официального разъяснения.
Оно, разумеется крайне простое и могло бы быть создано с помощью нейросети. Что-то в духе: мы хотим предоставить возможность большему числу игроков прикоснуться к нашим шедеврам, стереть барьеры, расширить границы и вот это все. Не будем задерживаться на этой части выступления Спенсера.
На самом же деле, проблема в том, что компания приближается к достижению определённого потолка доходов, и потолок этот несколько ниже ожиданий инвесторов, деньги которых так лихо тратились предыдущие четыре года. Был запуск нового поколения приставок, была целая серия поглощений, вершиной которой стала крупнейшая сделка с Activision Blizzard, был запуск новых сервисов, таких как Game Pass или Xbox Cloud Gaming, огромные маркетинговые расходы и тому подобное расточительство.
И теперь, когда нужно подводить не самые позитивные финансовые итоги, оказывается, что делать это рано. Потому что бизнес вступает в непростой переходный период, его границы расширяются. Поэтому нужно ещё немного подождать, а кадровые решения отложить.
То есть снова ситуация, которую лучше всего иллюстрирует анекдот про директора птицефабрики с большим количеством оригинальных идей. С той разницей, что у Microsoft, что называется, куры денег не клюют и возможностей для экспериментов намного больше.
Теперь это поход на другие платформы. Естественно будут конфликты и споры, будут привлекаться антимонопольщики, все как обычно. Можно будет спокойно тянуть время ещё не один год.
Что касается остального, то, если не касаться судьбы конкретных игр, то можно отметить следующие направления. Microsoft продолжит наращивать давление на Apple и Гугл с целью получить более выгодные условия для своих продуктов. Тут все слишком просто, нет сомнений что будут использованы лоббисты и регуляторы.
Разумеется, внезапно оказалось, что портативный гейминг это интересное и перспективное направление. В отличие от спикеров Apple, Спенсер прямо сказал, что Nintendo Switch хороший пример для подражания. Опять же, тут сложно удержаться от упоминания того факта, что самая успешная консоль Nintendo — DS, тоже была портативной и на данный момент является второй в мире по продажам за все время существования рынка. Вышла она почти 20 лет назад, в ноябре 2004 года. А если говорить в целом, то с 1989 все портативные консоли Nintendo продавались, как минимум, десятками миллионов экземпляров и не одна из них не была провальной.
Поэтому говорить о портативных консолях как о новом тренде всё-таки не совсем корректно. Просто они стали слишком заметны на фоне застоя в других сегментах.
Кроме того, Фил упомянул, что его команда работает вместе с командой Windows над адаптацией последней для этих самых портативок. Потому как Windows-модели уступают по удобству Steam Deck из-за плохого и непродуманного интерфейса.
То есть, Valve не просто сделала свой магазин более привлекательным чем встроенный в Windows. Она сделала эмулятор Windows игр поверх Linux, который для потребителя удобнее, чем родная платформа.
Очевидно, причины успеха Valve и Nintendo кроются в менеджерской культуре компаний, а вовсе не в форм-факторе приставок. Иногда к успеху может привести не выход нового продукта, а выход на пенсию небольшой группы очень ловких топ-менеджеров.