В чем суть истории с обвинением почтальонов в воровстве? Fujitsu выходила на английский рынок через поглощение International Computers, которая в свою очередь выиграла контракт на цифровизацию 17 тысяч отделений британской почты. В частности предполагалось перевести получение пенсий с наличной на безналичную выплату. После установки терминалов Horizon в отделений многие управляющие стали замечать несоответствие наличных денег в кассе с цифрами в системе. Дальше — больше, суммы «недосдачи» росли как на дрожжах, ну а управление Почтой просто подавало в суд на руководителей отделений, обвиняя их в краже. Помните женщину, которую отправили рожать в тюрьму? Ей насчитали 75 тысяч фунтов недосдачи. Разумеется, она не крала ни пенса, вся «недосдача» родилась в недрах платформы Horizon.
Особым цинизмом отдают сведения, которые начали всплывать после того, как в сети вышел сериал «Мистер Бейтс против почтового отделения», в котором популярным и доступным языком была рассказана история одного из незаслуженно обвиненных почтмейстеров. Сериал настолько выстрелил, что оправдываться пришлось премьер-министру Сунаку, который заверил, что всем пострадавшим выплатят компенсации, а действия Fujitsu будут подвергнуты серьезному расследованию.
Впрочем, расследовать там особо нечего — все уже расследовали до сериала. В частности, уже выяснилось, что в Fujitsu знали о проблеме с самого начала, но никак не способствовали ее решению. Более того, почтовая служба фактически объявила, что благодаря Horizon была вскрыта сеть воровства в почтовых отделениях. Но чем дальше — тем больше пострадавших сотрудников почты шли в суд и требовали справедливости. В 2019 году в ходе судебного разбирательства по иску 555 младших сотрудников почтовых отделений, потребовавших компенсацию, работавший в Fujitsu в 2001-2004 годах менеджер подтвердил, что сотрудники Fujitsu не только имели удаленный доступ к терминалам Horizon, но и регулярно им пользовались, якобы, для исправления ошибок. А если исправить не удавалось — обвинялся сотрудник почты. Корпорация Fujitsu, разумеется, выразила готовность содействовать любым расследованиям, но — в лучших традициях антикриза — больше ничего говорить не стала.
Морали в этой истории, конечно, не будет. Можно понять и государственную службу, и пострадавших сотрудников. Непонятно одно — как дырявое и корявое программное обеспечение десятилетиями использовалось в государственном ведомстве и кто понесет за это ответственность. Хотя возможно шум вокруг этой истории утихнет так же быстро, как поднялся. Обыватели переключатся на другие сериалы, тем, кто дождался справедливости, выплатят символические компенсации. Но 20 лет — это целая жизнь. Ее почтальонам уже никто вернуть не сможет.