Под конец года кто-то подводит финансовые итоги, кто-то подсчитывает количество базовых станций, а кто-то пытается изменить правила русского языка и заставить писать с маленькой буквы название компании. Но есть в нашей индустрии одна тема, о которой предпочитают не говорить. Не вспоминать. Игнорировать. Однако чем дальше, тем чаще мы все сталкиваемся с тем, что мобильные номера из наших адресных книжек начинают жить своей отдельной жизнью. И ладно, если вы видите, что некий Олег Шиномонтаж зарегистрировался в Telegram. Гораздо неприятнее видеть, как номер, принадлежащий покойному другу или родственнику передаётся кому-то другому.
Проблема номерной ёмкости содержит в себе разные аспекты. Сами операторы уже не раз говорили, что не существует альтернативы возврату на рынок номеров, принадлежавших в прошлом другому человеку. Ведь по сути, телефонные номера операторам не принадлежат, их им выделяют по мере необходимости. Казалось бы, в России живёт не настолько много граждан, чтобы образовалась настолько острая нехватка номеров. К дефициту номерной ёмкости приводят два фактора.
Первый — это нездоровая тяга отдельных менеджеров к накручиванию абонентской базы мёртвыми душами. Те самые SIM-карты, которые раздаются у метро, и пробиваются в салонах связи в качестве подарков. Те самые SIM-карты, которые отправляются в помойку сразу после исчерпания баланса или блокировки из-за того, что её нужно самостоятельно активировать. Что происходит с этими номерами? Через 3-4 месяца они возвращаются на рынок. Но если менеджер особо переусердствует, может возникнуть внезапный дефицит. Хотя такого мы не припомним.
Второй — более прозаичный. Мобильные номера используются для мошеннических схем и телемаркетинга. И в том, и другом случае жизнь такого номера ограничена парой суток. За редким исключением, когда номер может жить годами и использоваться для рекламы через ковровый обзвон. Номера мошенников блокируются куда быстрее, благо наши граждане научились-таки сообщать операторам о новых так называемых колл-центрах Сбербанка и Следственного комитета.
Внимательный читатель воскликнет: «подождите, чего вы нам эту банальщину рассказываете. Где же та история, о которой предпочитают не говорить?» К сожалению, для полного понимания проблемы, нужно было ещё раз описать, так сказать, диспозицию. Конечно, мы не собираемся уподобляться персонажам, требующих закреплять за абонентом его номер в качестве собственности. Нет, мы хотим поговорить о том, что может вызвать дефицит номеров даже с учётом всего описанного ранее.
Это приложения, блокирующие спам-звонки, и, конечно, сайты, на которых можно «пробить» номер, с которого вам позвонили. Дело в том, что как только номер попадает в одну из этих баз, оператор встаёт перед сложным выбором. Либо проводить долгую и зачастую бесперспективную работу по вычищению истории номера, рассылая письма разработчикам и администраторам сайтов с просьбой удалить номера из соответствующих баз. Либо делать вид, что ничего не происходит, и выпускать такие вот номера с испорченной историей обратно в продажу.
Единственный способ обезопасить себя от того, что внезапно ни вам, ни вы не сможете позвонить, это проверять номер приобретаемой SIM-карты в сети. Достаточно вбить номер в поиск, и сразу станет понятно, использовался ли он ранее для спама, мошенничества и прочих сравнительно законных способов обмана. Но признайтесь — вы хоть раз задумывались о таком?
Подумайте, это может стать полезной привычкой. Если, конечно, вы покупаете номер для честного использования.