В чемпионате приняли участие 30 команд студентов из 20 вузов со всей страны, которые в течение двух дней состязались в 6 направлениях. Победителями в челлендже «Цифровые возможности для бизнеса» стала команда из Национального исследовательского Томского государственного университета, 2-е место заняла команда Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 3-е место — Омский государственный технический университет. 1-е место в «Цифровом производстве» — у команды Уральского федерального университета (УрФУ). В «Виртуальной и дополненной реальности» золото взяли студенты Дальневосточного государственного университета путей сообщения; серебро — команда из Югорского государственного университета, а бронза досталась участникам из Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения. Команда студентов из Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» получила высшую награду в челлендже «Разработка электронных устройств», 2-е место заняли ребята из Национального исследовательского Томского государственного университета, а 3-е — получил Балтийский федеральный университет им. Эммануила Канта. Золотую медаль в челлендже «Инженерное мышление. Каракури» завоевала команда Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого, серебряным призером стал Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», а бронзовым — Московский государственный технологический университет «СТАНКИН». В соревнованиях по направлению «Разработка технологических продуктов» победили студенты Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого.
В рамках соревнований эксперты — преподаватели вузов и представители реального сектора экономики — проводили оценку, основываясь на двух составляющих. Первый фокус — выявление коммуникационных и когнитивных навыков через оценку разработанного продукта. Второй фокус включал наблюдение за командой и оценку ее способности к эффективному взаимодействию как между участниками, так и с заказчиком.
На сегодняшний день комплексный технологичный продукт невозможно разработать и создать в одиночку — требуется работа команды, участники которой обладают самыми разными навыками. Задания в рамках челленджа максимально приближены к производственным задачам, где для создания востребованного для заказчика продукта нужны не только инженерные и технические навыки, но и soft skills — когнитивные, коммуникационные навыки, навыки предпринимательского мышления и умения презентовать продукт клиенту. Участвуя в такого рода соревнованиях, у студентов есть возможность уже на этапе обучения погрузиться в реальные условия работы, а по окончании обучения иметь в портфолио не один реализованный проект.
В компетенции «Цифровое производство» задание было разделено на два модуля, а участники находились на разных площадках, реализовывая одно решение. Чтобы выполнить задание, участникам было необходимо применять навыки коммуникации: эффективно распределить задачи внутри команды, передать информацию об оборудовании, которое находилось на площадке, корректно сообщить о задании и его результатах, используя удобные средства связи. Формат задания позволил показать, что современный профессионал — это универсальный специалист, способный работать не только в жестко фиксированной области, но и в смежных сферах.
«Многие представляют цифровое производство на примере робота, который насыпает соль в стакан. На самом деле все гораздо сложнее и интереснее. Мы можем создать такую сферу производства, где один человек будет за ним наблюдать, а группа специалистов, также задействованных в проекте, сможет присутствовать на работе не каждый день, так как программа уже отлажена. Сейчас цифровое производство практически исключает человека из работы. Мы можем предугадать, что будет в дальнейшем: сделать цифровой двойник полного производства, построить целиком здание, установить там станки и сказать, выгодно ли нам будет реализовать такой проект или нет. Одним из заданий Future Skills Team Challenge было рассчитать загруженность аэропорта. У нас были данные о количестве пришедших в аэропорт людей, времени их прихода, и мы должны были определить, выдержит ли аэропорт нагрузку, сколько человек успеет на рейс, сколько нет. Это был настоящий вызов, но мы справились и заняли первое место», — рассказал победитель в компетенции «Цифровое производство», студент УрФУ Александр Кынкугоров. Он работал на площадке чемпионата, в то время как член его команды находился в Екатеринбурге. «Прежде всего мы отлично провели время на площадке: шутили, помогали друг другу. Было очень приятно работать с программным обеспечением Siemens. Когда мы узнали, что на чемпионат должен лететь всего один представитель от команды, стало очень обидно. Конечно, это усложнило взаимодействие между участниками. Мы прошли на чемпионате классный процесс командообразования, очень старались слушать и слышать друг друга», — добавил он.
В челлендже по компетенции «Цифровые возможности для бизнеса» ребятам было необходимо разработать приложение, которое позволяет визуализировать расстановку инструментов в гараже для команды гонщиков на «Формуле-1», а также сервис, который дает возможность в онлайн-режиме следить за позицией машин в гонке. Компетенция собрана из нескольких частей: анализ и визуализация данных, AR/VR, криптография, информационная безопасность, электроника и встраиваемые системы.
По словам эксперта компетенции Екатерины Иваненко из компании «1С», ни один специалист в одиночку не обладает достаточными знаниями и умениями для того, чтобы самостоятельно реализовать подобное решение. Именно поэтому в команде было 3 человека, каждый из которых отвечал за свою область. «Было интересно посмотреть на командную работу и на то, как участники распределят обязанности внутри команды, какой из модулей они будут решать. Современный бизнес сейчас диктует некоторые измененные требования к специалистам, и это уже не просто человек, знающий и умеющий принимать все эти технологии, но и оценивающий, что нужно именно сейчас для решения конкретной задачи и как это правильно применить, пользуясь командными навыками. Сейчас, когда человек решает задачу, его не ограничивают в общении, поэтому мы пытаемся смотреть на будущего специалиста как на действующего сотрудника компании. Соревновательная среда здесь максимально приближена к реальной жизни. На чемпионате были предложены интересные решения — алгоритмы, которые могут быть полезны уже сейчас», — отметила Екатерина.
Компетенция «Инженерное мышление. Каракури» представлена на чемпионатах по стандартам Ворлдскиллс уже второй раз. Впервые соревнования по ней прошли в рамках первенства DigitalSkills 2021. Участникам необходимо разработать инженерные решения и применить командные навыки, чтобы создать механизм для оптимизации бизнес-процесса. Каждое из разработанных командами решений представляло собой уникальную конструкцию.
«Мы разрабатывали устройство каракури, которое служило для транспортировки полезного груза из дозатора в бункер — реальный производственный кейс, решение, которое можно внедрить на производство. Нам немного не хватило времени: формально вся установка работала, но можно было бы сделать еще лучше. Мы обсуждали, какой механизм мы могли бы предложить на первенстве, его эскиз, старались предлагать различные решения, взвешивать их плюсы и минусы. Теперь в питерском Политехе знают, что такое каракури. Мы инженеры, поэтому подумали, что можем в большей степени применить свои навыки именно здесь. Мы довольны той разработкой, которая в итоге получилась. Мы получили здесь навыки, которые нам определенно помогут в будущем, а наш продукт мы включим в портфолио. Командная работа для нашей компетенции очень важна. Время ограниченно, а успеть нужно многое. Нужно скооперироваться и работать сообща. Мы не ссорились, работали очень слаженно. Важна коммуникабельность, поскольку по итогам работы нам нужно было представить наш проект на питчинге, описать, как работает механизм и почему наше решение, на наш взгляд, является лучшим», — рассказали победители компетенции Дмитрий Ксензов, Глеб Андрианов и Иван Шевцов из Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого.
Результаты Future Skills Team Challenge продемонстрировали уровень каждого вуза в области подготовки по компетенциям Future Skills как в части работы с перспективными технологиями, так и в части организации командой работы, презентационных навыков и предпринимательского мышления. Участники соревнования получили подробную оценку своих компетенций на основе методологии Ворлдскиллс, а университет — оценку готовности своих студентов к деятельности в цифровом мире.