Мы привыкли ругать чиновников и высмеивать их инициативы, но надо признать, что иногда у них наступают минуты просветления. В такие моменты прямо хочется взять и затискать какого-нибудь очередного министра связи, потрепать его по челке и удивиться тому, как он внезапно решил наконец-то позаботиться об отрасли, а не только о своих коллегах из высоких кабинетов. Но, к сожалению, так бывает только в сказках, суровая реальность такова, что наряду в бочку здравых инициатив всегда добавляется ложка какой-нибудь идиотии. Так произошло на днях, когда коллеги из Коммерсанта раздобыли документ с перечислением мер поддержки телекоммуникационной отрасли и нашли в нем такую дичь, что на ее фоне меркнет все остальное.
Операторы связи отнюдь не являются белыми и пушистыми, если не держать их в рамках, то они выжмут из рынка и абонентов все соки. Но история нашей индустрии показывает, что если на первых стадиях развития еще получается сшибать копеечку за каждый чих, то с развитием рынка бизнес-модель операторского бизнеса претерпевает значительные изменения. А в условиях рынка российского на эти изменения зачастую влияют не столько объективные факторы, сколько фантазии и сны российских чиновников, слабо представляющих, как устроена индустрия. Про Яровую с ее пакетом сказано уже достаточно, про бесплатный социальный интернет мы вам все уши прожужжали, ну а инициатива с принудительной установкой российских приложений естественным путем показала свою ненужность. Но есть, есть еще инициативы, которые, по мнению чиновников, дадут отрасли угля.
Но для начала, давайте о хорошем. В документе, который попал в руки нашим коллегам из Коммерсанта, говорится о том, что неплохо бы было разработать методику компенсации расходов операторов на реализацию проекта «Доступный интернет». Это важный пункт, ведь год назад, когда президент предложил дать гражданам безусловный бесплатный доступ к социально значимым ресурсам, министерство и чиновники в один голос утверждали, что никакой компенсации операторам не предусматривается. При этом список «социально значимых» ресурсов рос как на дрожжах, пополняясь в основном ресурсами коммерческих компаний. Сам факт того, что чиновники решили обсудить методику оценки потерь при реализации этого проекта, не может не радовать.
В документе содержатся и другие предложения, например, снижение платы за частоты при строительстве сетей вдоль дорог и в малых поселениях, инвестиционный налоговый вычет и даже оптимизация требований по сбору и хранению трафика в рамках «пакета Яровой». Но все это разбивается об новый утес идиотии министерства. Поковыряв известно где, чиновники вытащили на свет новую идею — заставить зарубежные сервисы оплачивать свой трафик, который проходит по сетям российских операторов.
Представляем, как поперхнулись на этом пункте списка операторы. В страшном сне не приснится воевать с Google или Netflix, а предложение оплачивать трафик будет именно объявлением войны. При этом сами зарубежные сервисы строят сети доставки контента, у Google есть система Google Global Cache, все это значительно оптимизирует нагрузку на сети операторов. При этом непонятно, почему Netflix должен платить за трафик, а какой-нибудь Кинопоиск — не должен.
Мы прекрасно понимаем, что ноги этой инициативы растут из американского опыта. С отменой принципа сетевого нейтралитета американские операторы получили легальную возможность требовать с абонентов деньги не только за сам факт подключения к интернету, но и за возможность смотреть видеоконтент в высоком качестве. Хочешь Full HD? Доплати. Хочешь 4K? Доплати. Ты уже платишь за интернет? Это не важно, плати, плати, плати.
Но если в США эти деньги уходят самим операторам, то Минцифры не предлагает увеличить доходы бизнеса. Министерство предлагает собирать деньги, а вот куда эти деньги пойдут — неизвестно. Хотя судя по голосу, раздающемуся из офиса Ростелекома, становится понятным, кто бенефициар этой истории. Очень, очень нужны деньги на устранение цифрового неравенства.