На этой неделе Apple выпустила очень интересный пресс-релиз. В нем анонсируется смена политики в отношении ремонта устройств. Начиная со следующего года потребители смогут официально приобретать запчасти и наборы для ремонта iPhone, а также сдавать вышедшие из строя компоненты на переработку и получать за это вознаграждение.
Не смотря на то, что пока нет точной даты начала и упоминаются только 12-е и 13-е iPhone, решение выглядит радикальным даже с учётом моды на всё зелёное и экологичное. Конечно, смартфоны Apple не являются одноразовым продуктом, но компания много лет проводила политику затрудняющую ремонт, в том числе и официальный. Консультанты в Apple Store отговаривали от ремонта и убеждали купить новый iPhone, ограничивались поставки запчастей авторизованным сервисам, создавались недельные очереди на негарантийный ремонт и прочие уловки. В свете всего этого, даже как-то неловко обсуждать конструктивные решения, которые препятствуют ремонту в сторонних мастерских.
И тут такой внезапный поворот. Ведь ещё относительно недавно Тим Кук жаловался акционерам, что доходы компании снизились из-за того, что потребители вместо покупки новых iPhone стали менять аккумуляторы в старых. Чтобы взбодрить спрос были выпущены обновления, которые снижали производительность смартфонов прошлых серий, а в устройствах с каждым поколением появлялось всё больше технологий усложняющих неавторизированный ремонт. Одновременно с этим велась кампания по борьбе с активистами, которые требовали принятия законов гарантирующих «право на ремонт». Представители корпорации утверждали, что самостоятельный ремонт подвергает опасности потребителей, угрожает интеллектуальной собственности и подстрекает хакеров к совершению ужасных преступлений.
Пиар-машина корпорации работает хорошо, многие журналисты уже рассказывают о том, какой это ответственный шаг, сколько новых рабочих мест в малом бизнесе он создаст, как позитивно это всё повлияет на углеродный след и настроение Греты Тунберг. Но так как Apple нам ничего не платит, и даже не присылает новых айфонов и айпадов, то эту часть мы пропустим.
Да, компания зарабатывает на продаже самих устройств, причём это получается у неё лучше других. Но сейчас все стремятся перейти на подписочные бизнес-модели. А чем больше устройств в обороте, тем больше потенциальная пользовательская база. Вроде логично. Но только ли в этом дело? Полно примеров дотационных устройств, которые обеспечивают основную прибыль после продажи: принтеры, капсульные кофемашины, игровые приставки.
Это явно не такой случай. Значит, тут есть что-то ещё. Когда речь идёт об значимой угрозе доходам, то Apple умеет показывать зубы как никто другой. Масштабные пиар-компании, частные детективы, агрессивный лоббизм, включая гневные звонки Тима Кука высокопоставленным сенаторам. И тут вдруг такая смена политики. Да, есть тенденция постепенного изменения американского законодательства. Всё-таки борьба за право на ремонт идёт уже лет 10, и в какой-то момент придётся пойти на уступки. Можно было бы предположить, что это шаг из серии «не можешь победить — возглавь». Мол, не нужно никаких законов, мы всё сами сделаем в лучшем виде. Вполне возможно, но мы не настолько наивны. Во-первых, будет интересно изучить конкретику когда она появится, ведь существует масса способов оставить эту инициативу на бумаге. Понимаете, дефицит полупроводников, проблемы с логистикой, запчасти будут, но в следующий привоз и по талонам для льготников.
А может корпоративные аналитики увидели какие-то другие риски в будущем, и заранее подкладывают соломку? Ведь сейчас на рынок полупроводников — это рынок продавца, а долговременные контракты рано или поздно нужно перезаключать. Не говоря уже о рисках, которые возможны из-за обострения отношений с Китаем, напряжённостью вокруг Тайваня и так далее. Иными словами, проще поверить даже в геополитику и конспирологию, нежели во внезапное прозрение корпорации, которая ещё совсем недавно тащила в суд ремонтников-одиночек, которые без ведома Apple меняли экраны iPhone.