Конкурс проводился в рамках Года науки и технологий в России на платформе AIIJC и состоял из нескольких этапов. Сначала участники индивидуально решали квалификационные задачи, после чего объединились в команды, выбрали один из десяти тематических треков и уже в ходе основного этапа конкурса разрабатывали решения для использования в таких сферах, как инклюзивная среда, обработка естественного языка (NLP), нейромаркетинг, транспорт, геосервисы, медицина, образование, подбор персонала, робототехника и креативные индустрии. За всё время проведения отборочных соревнований к конкурсу присоединилось более 26 тыс. участников из 101 страны мира.
Все конкурсные задания были разработаны компаниями экосистемы и подразделениями «Сбера» и представляли собой реальные задачи, которые сегодня стоят перед технологичным бизнесом. 45 сильнейших команд, которые вышли в финал, дорабатывали свои решения вместе с экспертами и защищали их перед кураторами треков. На протяжении всего соревнования участники могли использовать различные материалы по ИИ, участвовали в вебинарах и образовательных интенсивах, консультировались с экспертами и помощниками.
Александр Ведяхин, первый заместитель председателя правления «Сбербанка»: «Принято считать, что передовые решения в сфере искусственного интеллекта создаются исключительно в лабораториях людьми с университетскими дипломами. Но наш конкурс для школьников показал, что возраст не имеет определяющего значения для развития прорывных технологий. На выходе мы получили решения, которые после незначительной доработки имеют хороший потенциал для тиражирования и промышленного внедрения. При этом многие из них относятся к сфере Social AI и призваны решать важнейшие задачи в сфере медицины, образования, развития инклюзивной среды, то есть в конечном счёте — улучшать качество жизни миллионов людей. Я благодарю наших партнёров из Альянса в сфере искусственного интеллекта, сотрудников лабораторий Сбера, всех тех, кто помог провести этот конкурс на столь высоком уровне, и, конечно же, самих участников, которые удивили нас глубиной проработки поставленных задач и нестандартными подходами к их решению».
Команды-победители конкурса AIIJC и их решения:
- номинация «Креативные индустрии». Лидером и обладателем приза в 1,5 млн рублей стала команда Team Name (Россия), второе, третье, четвёртое и пятое места соответственно получили команды: The Moscow (Россия), Sunrise Watchers (Россия), Aghanim (Россия), Shaleen Bhartiya (Индия). Команды решали очень сложную задачу: создавали алгоритм, по текстовой строке и заданному жанру генерирующий цельное видеопроизведение, которое должно иметь художественную ценность и включать в себя синхронизированные видео, голосовую и музыкальную дорожки;
- номинация «Инклюзивная среда» от лаборатории виртуальной и дополненной реальности «Сбербанка». Победители — команда Prodam_garage (Россия, Казахстан). Участники работали над созданием переводчика, который с помощью нейросети способен распознавать буквы дактильной азбуки и отдельные слова жестового языка, а затем переводить их в текст. В России ещё нет подобного сервиса, и в перспективе такое решение может помочь людям, использующим язык жестов, преодолеть коммуникационный барьер;
- номинация «Обработка естественного языка (NLP)» от SberDevices. Победители — команда Dark LED Team (Россия), которая создала чат-бота, отвечающего на вопросы по тексту с использованием различных источников. Разработанный алгоритм помогает ИИ отвечать на вопросы, пользуясь базой знаний и открытыми источниками;
- номинация «ИИ в нейромаркетинге» от лаборатории нейронаук «Сбербанка». Победители — команда «Момент времени» (Россия). Ребята разработали решение, которое помогает определить уровень развития «мягких» навыков у респондента с помощью анализа переписки;
- номинация «ИИ в транспорте» от «Ситимобил». Победители — команда «ML-шарики» (Россия). Участники на основе анализа отзывов создали алгоритм, который кластеризует водителей такси на группы по информации о поездке, местоположению водителя и комментариям от пассажиров. Группы отражают мастерство и безопасность управления автомобилем;
- номинация «ИИ в геосервисах» от компании 2ГИС. Победители — команда FTL (Беларусь). Созданный алгоритм может классифицировать дорожные знаки, распознавать отдельные атрибуты, например цифры на знаке, обозначающие границу максимальной скорости;
- номинация «ИИ в медицине», которую курировали эксперты «СберМедИИ». Победители — команда CovidBusters (Россия). Участники конкурса создали приложение, которое по КТ-снимкам определяет области поражения лёгких, вызванного коронавирусной инфекцией, а также степень поражения в процентах;
- номинация «ИИ в образовании» от «СберОбразования». Победители — команда Benders (Казахстан). Участники сделали веб-сайт и чат-бот, позволяющие переводить тексты школьных задач без искажения смысла между категориями (спорт, музыка, литература, животные). Решение разработано с помощью одного из самых эффективных подходов в сфере нейросетей, Masked Language Model, и не имеет аналогов на рынке;
- номинация «Подбор персонала» от «Работа.ру». Победители — команда «Потом придумаю» (Россия, Украина). Был создан алгоритм, который может помочь работодателю и кандидату классифицировать профессии на базе вакансий, упрощать поиск, автоматически подбирать резюме или кандидатов, влиять на рекомендации вакансий;
- номинация «ИИ в робототехнике» от лаборатории робототехники «Сбербанка». Победители — команда Nirvana (Россия). Участники создали симуляционную модель захвата кухонного чайника манипулятивной рукой.