Судя по активной рекламной кампании, которую развернули интернет-кинотеатры, наш скорбный стриминговый бизнес потихоньку переходит в ту стадию, которая была пройдена американцами 15 лет назад. Тогда США сотрясала война между Blockbuster и Netflix. Blockbuster был крупнейшим видео-прокатом с тысячью розничных точек не только в США, но и в Европе. Netflix же изначально был цифровой компанией, выстраивавшей логистическую цепочку доставки DVD своим подписчикам и шлифовавшей алгоритм рекомендаций. Страшно подумать, ведь продержись Blockbuster, терявший буквально сотни тысяч долларов в день на этой ценовой войне, хотя бы еще полгода, и о Netflix мы бы сегодня даже не слышали. Netflix спасло чудо в виде горе-инвесторов, которые инициировали смену руководства Blockbuster, ну а оно в свою очередь решило, что интернет — это что-то преходящее, что отмена штрафов и низкая цена подписки — это потеря денег. И тщательно подготовленный план по уничтожению Netflix провалился. Ну а о Blockbuster сегодня помнят разве что олды. Ну те, кто понимает, что такое штраф за не перемотанную кассету.
Глядя на то, как после золотого дождя из инвестиций резвятся наши интернет-кинотеатры и примкнувшие к ним медиа-холдинги, хочется обнять каждого из топ-менеджеров и вручить им книгу, в которой рассказывается история противостояния Netflix и Blockbuster. Ведь все, что мы сейчас наблюдаем, уже было. И результат всех этих конвульсий так же предсказуем.
Вот взять, например, СТС. Когда-то телеканал был пионером новых технологий. Запускал приложение со «вторым экраном», транслировал сверх-рейтинговую «Кухню» и зажигал звезды на медиа-небосклоне. Сегодня СТС откладывает публикацию в сети нового сезона «Форт Боярд» на неделю, чтобы заработать на повторах шоу. Немедленно вспоминается, как Blockbuster всячески поддерживал стремление киностудий сохранить прокатное окно, чтобы побольше заработать на продажах билетов и DVD. Правда, соблюдал это окно лишь Blockbuster, тогда как Netflix и Redbox просто скупали DVD как только они появлялись в продаже и выставляли их в прокат. Потому что закон «первой продажи», разрешающий сдавать в аренду открыто приобретенный DVD и другой носитель с контентом, без каких-либо ограничений. СТС со своим окном, конечно, что-то заработает на рекламе. Но что делать пользователям приложения СТС, которые платят за подписку 299 рублей в месяц? За что они платят? За то, чтобы как и все идти и качать торренты. Самое смешное заключается в том, что премьера эпизода на СТС проходит вечером, а торренты с ней появляются на полдня раньше. Потому что его уже показали во Владивостоке. С таким подходом какой контент не снимай, никаких подписчиков не получишь. А рекламные деньги стремительно перетекают в сеть. Да, песец подкрадется к СТС не завтра. Но и Netflix понадобилось 10 лет, чтобы отправить Blockbuster к Губке Бобу, который, как известно, обитает на дне океана.
Страшно подумать, но даже Газпром Медиа с его рутубофилией начал выкладывать на YouTube как минимум премьерные эпизоды своих телешоу и сериалов, а в сервисе Premier сократил окно между эфиром и доступностью для просмотра онлайн до 1 дня. Видимо, Жарову действительно больше удается играть в телевизор, чем в блокировки, но факт остается фактом. Если бы нам сказали пару лет назад, что мы будем хвалить Жарова, мы бы рассмеялись в лицо этой Ванге.
Мир изменился. Можно сколько угодно заказывать правильные опросы, но пользователя не обманешь. Какой смысл считать деньги, если на 1 аккаунте Netflix вполне легально могут сидеть 10 человек? Какой смысл придерживать публикацию контента, если пользователь хочет посмотреть его прямо сейчас. И не найдя способа сделать это легально и за деньги, плюет и уходит в сеть. Какой смысл объединяться в какие-то там коалиции, если в результате пользователи унесут деньги к тем, кто реально заботится о них, а не о стагнирующем телеэфире.
Но это понимание придет потом. Какой смысл плакать о Форт Боярде, если есть Игра, Открытый микрофон, Звезды в Африке, Что? Где? Когда? и десятки новых сериалов. Проживем без Бурунова.