Борьба за право на ремонт продолжает своё шествие по планете. На этот раз, на удивление, отличилась Германия. То есть, конечно, немецкие «зелёные» известны своим влиянием и некоторой радикальностью своих инициатив даже по меркам ЕС. Но дело в том, что выдвинутые ими требования отчасти льют воду на мельницу Гугла, с которым у европейских чиновников существует немало конфликтов. Впрочем, нет никакой уверенности в том, что последствия таких регуляторных усилий хорошо продуманы на много шагов вперёд.
О чем идёт речь? Федеральное правительство Германии обратилось в Еврокомиссию с просьбой принять новые регулирующие нормы для производителей электроники. Немцы настаивают на обязательной поддержке мобильных устройств в течение семи лет — это на два года больше, чем в рассматриваемых сейчас законопроектах. Тут важно понимать, что речь идёт не только о доступности запасных частей и возможности физического ремонта (о чем мы писали ранее). В новый перечень требований входит и обновление программного обеспечения.
Несколько издевательским выглядит требование публично объявлять цены на запасные части и фиксировать их в течение сервисного периода. Тут можно только порадоваться за Европейский центральный банк и проводимую им монетарную политику. Тем более, что цены эти должны быть, цитируем: «разумными», а срок поставки составлять не более 5 рабочих дней. В перечне есть и ряд других, более мелких, но все равно интересных требований. Например, аккумуляторы мобильной электроники не просто должны быть заменяемы, но сохранять не менее 80% ёмкости после 1000 циклов заряда/разряда. Новые стандарты планируется принять в будущем году и сделать обязательными уже с 2023 года.
Как не трудно догадаться, производители мягко говоря не в восторге от таких перспектив и предлагают свои варианты, которые ограничивают поддержку 3 годами и в очень урезанном виде. Ну, то есть хотят оставить всё примерно так, как есть сейчас.
Риторика ЕС в целом очень предсказуема, и конечно, всё это сопровождается разговорами заботой об экологии, углеродном следе и так далее. Но мы в большей степени интересуемся финансовым следом, ведь наш жизненный опыт показывает, что все эти сумки-авоськи, котлеты без мяса и пионеры собирающие макулатуру, в первую очередь следствие экономических процессов. Ну а лозунги мы и сами можем придумать ничуть не хуже — и про углеродный след, и про светлый путь к прогрессивному будущему.
Но, повторимся, принципиально новым в немецких требованиях является попытка распространить сроки поддержки на софт. Который (если убрать за скобки особое положение Apple), находится под контролем Гугла и которому, скорее выгодно чтобы как можно больше устройств оставались в рабочем состоянии и зарабатывали деньги показом рекламы и доходами от подписки. Кроме того, это даёт поисковому гиганту дополнительный рычаг давления на производителей. Ведь создание обновлений Андроида без содействия Гугла всё ещё остаётся довольно сложной задачей, в том числе и по юридическим причинам.
Получается, что еврочиновники пытаются сломать существующую на рынке бизнес-модель и привести рынок мобильной электроники к стандартам более зрелых и консервативных рынков. То есть условно говоря, приравнять смартфоны к устройствам вроде холодильников или в крайнем случае телевизоров. Что замедлит инновации в этой сфере и снизит доходы производителей железа. Но так как эти производители, все как один, находятся за пределами ЕС, то никто по этому поводу не переживает. Ну а то, что это ещё больше усилит влияние и в конечном итоге доходы Гугла, похоже, в расчёт не берётся.
Тем интереснее будет потом почитать о новых требованиях к сервисам и софту. Кто знает, может их тоже потребуют сделать подешевле, а то и бесплатными. Ведь чтобы платить за сервисы и подписки, нужно зарабатывать деньги. А это, как ни крути, тоже способствует образованию углеродного следа. Особенно если эти деньги утекают за пределы ЕС.