Мы уже рассказывали о борьбе австралийского правительства с глобальными ИТ-монополистами. Если коротко, то идея австралийских властей заключается в том, чтобы заставить поисковики, соцсети и другие платформы платить за использование материалов СМИ в своих сервисах. На уровне парламента эта инициатива была озвучена почти три года назад, долго обсуждалась, и в итоге на этой неделе закон был принят.
Власти Австралии объясняют такую политику заботой о местных медиа, так как в карман австралийских изданий попадает менее 20% доходов от онлайн-рекламы, в то время как Гугл и Facebook забирают под 80%.
По мере продвижения законопроекта реакция ИТ-компаний менялась от насмешек до агрессивного отрицания. Под конец зазвучали угрозы покинуть рынок, а Гугл анонсировал возможную блокировку доступа к своему поисковику для австралийцев.
Интересно, что закон не устанавливает конкретной системы отчислений и вообще местами довольно неконкретен. Кажется, где-то мы уже видели такой подход к законотворчеству. Однако критерии, которым нужно соответствовать, чтобы попасть под его действие, определены более конкретно. Первыми под них подошли как раз Facebook и Google. И теперь компании должны либо сами договориться с медиа, либо их заставит госрегулятор.
В итоге Гугл заключила несколько соглашений, а вот Facebook решила действовать жёстко — и запретила делиться новостями СМИ пользователям из Австралии. Теперь жители страны не могут публиковать ссылки на местные и международные новости, а пользователи других стран — публиковать ссылки на материалы австралийских медиа. Острую реакцию социальной сети объяснил руководитель Facebook в Австралии, Уильям Истон. По его словам, доля новостей оставляет менее 4% от общего числа просмотров, в то время как трафик на сайты СМИ по ссылкам из соцсети огромен. Если считать по рекламным ценам Фейсбука, то за 2020 год его можно оценить более чем в 400 млн долларов.
Такую несправедливость корпорация стерпеть не смогла, поэтому после принятия закона последовали блокировки. И реализованы они были с присущим Фейсбуку изяществом. Забанены были не только страницы СМИ, но и органов власти, ряда политиков, больниц, спасательных служб, пожарных, некоторых общественных организаций, и так далее. Всё как обычно.
Тут можно было бы подвести итог, вот, мол, правительство защитило местные СМИ, поддержало малый бизнес и щёлкнуло по носу пришлых капиталистов. Но, как вы помните, какое-то соглашение заключила Гугл. И что же это за соглашение такое?
Финансовые подробности не раскрываются, но известен главный партнёр в сделке. Это News Corp австралийского медиа-магната Руперта Мёрдока. Корпорация с многомиллиардной капитализацией, владеющая десятками СМИ, среди которых The Times, New York Post, The Wall Street Journal, ну и, в общем, можно довольно долго перечислять газеты, журналы и телеканалы империи Мёрдока.
Кроме неё в сделку вошли несколько крупнейших австралийских медиахолдингов. Как-то это не очень похоже это на малый бизнес. Особенно, если учесть тот факт, что именно эти игроки во главе с News Corp и лоббировали новый закон. Крупный бизнес, который продвигает весьма неконкретный закон, чтобы перераспределить доходы в свою пользу. Хм, снова что-то очень знакомое.
Вряд ли в этой истории есть какая-то мораль. Возможно, что для австралийцев ничего не изменится, возможно, что часть денег действительно пойдёт на развитие локальных медиа. Пока мы видим только декларации и публичную часть сделки, по которой очень сложно строить прогнозы.
Но это точно не победа местных медийщиков над транснациональными гигантами безнаказанно пожирающий чужой контент. Скорее, это история о непростых взаимоотношениях жабы и гадюки.