Многие заметили, что с конца 2020 года цены на видеокарты стали расти. При этом в магазинах наблюдается дефицит: поступающий товар мгновенно раскупается, а цена на некоторые модели выросла в 1,5-2 раза. В начале этого года топовые решения и вовсе пропали из открытой продажи. В случившемся винят майнеров, которые бросились скупать карты на фоне рекордного роста биткоина. Но только ли в этом дело?
Строго говоря, даже на самых современных видеокартах майнинг биткойна не имеет смысла с экономической точки зрения. Для этого уже не первый год используются специализированные устройства, а видеокарты используются для получения других криптовалют, прежде всего, эфириума. Но в последние пару лет так сложилось, что его курс почти всегда изменяется параллельно с биткоином. Отчасти это связано с тем, что эфир тоже входит некоторые инвестиционные криптовалютные корзины.
Такой скачок курса действительно вызвал оживление у майнеров и повысил спрос на видеокарты. Однако нужно понимать, что спрос был достаточно высок и до того. Так получилось, что пандемия оживила отложенный спрос на игровые видеокарты. Многие люди стали больше находиться дома, у них появилось больше свободного времени. Что привело к росту оборотов индустрии домашних развлечений в прошедшем году как минимум на четверть. Рынок видеоигр также показал рекордный рост, прежде всего, это касается мобильных игр. Впрочем, остальные платформы тоже росли, хоть и с некоторыми проблемами.
Например, вы, наверное, знаете, что осенний запуск игровых приставок нового поколения получился не очень удачным. На старте продаж возник серьёзный дефицит консолей, который не удалось преодолеть до сих пор. Так получилось потому, что компания Microsoft решила обогнать Sony и открыть продажи Xbox раньше, чем это планировалось изначально. Sony вынуждена была реагировать и срочно переносить старт продаж Playstation на ноябрь 2020 года. Однако возможности произвести достаточное количество устройств у обеих компаний весьма ограничены. Ключевой компонент обеих приставок — это процессор с интегрированным видеоядром. Он разработан AMD и производится все той же самой TSMC, которая перегружена заказами и все производственные мощности которой расписаны на год вперёд. Из-за преждевременного старта, у компаний попросту не было времени на то, чтобы накопить крупную партию товара для всемирного старта продаж. Что и привело к дефициту, который заставил некоторую часть потребителей обратить внимание на ПК-плафторму.
Но нечто похожее случилось и с производителями видеокарт. Представленные AMD новинки производятся всё там же, на TSMC, и они точно в таком же дефиците. Судя по всему, Nvidia попыталась избежать подобной ситуации и перевела производство новых карт 30-й серии к Samsung. На какое-то время новые видеокарты действительно успели мелькнуть в продаже. Не сказать, что по доступным ценам, но на старте продаж так часто бывает.
Однако тут случился резкий рост курса биткоина, который потянул за собой остальные криптовалюты, прежде всего эфириум. Не смотря на самые разные конспирологические теории, причина такого роста нам кажется довольно банальной. Всевозможные «количественные смягчения» крупнейших центробанков мира привели к росту фондовых рынков и практически всех высокорисковых активов. И биткоина в том числе. Другое дело, что рынок криптовалют по определению не регулируется и там возможны колебания, которые несвойственны более традиционным финансовым инструментам.
Получается, что политика центробанков отчасти способствует увеличению рынка мобильных игр и подогревает интерес к облачному геймингу, который ещё пару лет назад мало кто воспринимал всерьёз. Ну а облачный гейминг, в свою очередь, может вызвать повышение требований потребителей к качеству и скорости интернет-соединения.