В этот день ничто не предвещало беды. Ровно в полдень, в разгар рабочего дня, погасли мониторы ноутбуков и планшетов, смартфонов и телевизоров, отключились электростанции, остановились поезда, а с неба начали падать самолеты. И лишь через несколько дней, когда хаос достиг апогея, пришли они. Корейцы. Северные корейцы. Пришли с гуманитарной помощью и решили остаться навсегда. Такова завязка сюжета игры Homefront: Revolution. Но не стоит усмехаться, все описанное вполне может произойти в ближайшем будущем.
Несколько лет назад под давлением правоохранительных органов корейские производители смартфонов встроили механизм принудительного удаленного отключения устройства. Цель проста — сделать смартфоны не столь желанной добычей воришек. Владелец смартфона может удаленно превратить его в кирпич, годный разве что на детали. Чуть позже такие же инструменты для граждан потребовали американские законодатели. Штат за штатом, «рубильник смерти» стал неотъемлемой частью любого смартфона. Если он подключен к сети, то отключить его не составит большого труда. Вопрос лишь в том, кто управляет рубильником. Пока все хорошо, тихо и спокойно, обывателю эти теории заговора малоинтересны. Но в день, когда его смартфон превратится в кирпич, он вспомнит о тех смешных мужичках в пиджаках, которые предлагали создать отечественную защищенную операционную систему.
Я, если честно, и сам из лагеря скептиков. Не могу поверить, что хотя бы один из претендентов на разработку русской мобильной платформы стремится создать продукт. Слишком большие бюджеты, слишком манит звук золотой пилы, слишком уж легко представляется процесс освоения бюджетных средств. Единственный вариант, в который я еще могу поверить, это создание платформы для военных структур. Это, в принципе, давно напрашивается, ведь не только у американцев программы управления ядерными ракетами находятся на десятидюймовых дискетах. Но на дворе не СССР, а значит то, что военные сделают для себя, вряд ли будет масштабировано для гражданских целей. Во-первых, дорого, во-вторых, не оценят. Когда прогрессивная общественность гогочет над министром связи, отчаянно пытающимся протолкнуть идею импортозамещения в сфере программного обеспечения, сложно себе представить, что простые граждане проникнутся этой идеей. Они, граждане эти, уже увидели отечественный «Йотафон». Убогий кусок пластика с двумя экранами и завышенной соответственно вдвое ценой.
Между тем, собственная платформа нам нужна. Это вопрос не удобства, но выживания. Глупо думать, что Google или Apple — это божьи одуванчики, а остальные монстры типа Facebook или Twitter в случае условного «сигнала Х» не отключат все и вся условному же врагу. К тому же, они уже обкатали механику локального отключения в Крыму, так откуда у вас уверенность, что в условиях гипотетического конфликта добрые американские интернет-компании откажутся помогать дяде Сэму?
В свое время от еще более сокрушительного наступления немецких войск на Советский Союз спасла «русская» железнодорожная колея, которая значительно шире «европейской». Чтобы обеспечить доставку грузов, приходилось перегружать составы на границе с советскими республиками, что значительно увеличивало время доставки и усложняло логистику. Есть мнение, что все это отговорки и сказки, но пример принуждения стран Прибалтики перекладывать железнодорожное полотно «чтобы обеспечить быстрое снабжение контингента НАТО» наглядно демонстрирует: наши заклятые друзья учатся на ошибках прошлого. Тем более в сфере высоких технологий ничего перестраивать не придется — население России, включая государственные структуры, радостно сидит на Windows, Android и iOS. Трех американских операционных системах.
Можно смеяться до коликов, но это не отменяет потребности в собственной программной платформе. Будет это нечто, созданное на базе Sailfish, или же позаимствованное у корейцев с их мертворожденным Tizen — не так важно. Важно получить контроль над тем самым «рубильником смерти». Как показала практика, нашим зарубежным партнерам не очень интересно, что происходит в России. Они уже проморгали развертывание системы ГЛОНАСС и потеряли возможность отключить навигационные системы. Они проморгали перевооружение российской армии, разработку новейшего наступательного оружия. Кто знает, может и в этот раз они что-нибудь проморгают. А у России появится собственная операционная система.
Заметьте, я ни разу не написал «русский смартфон». Не обязательно само устройство должно быть произведенным у нас. В конце концов, и вагоны на той самой железной дороге роли большой не играют. Куда важнее — какое у них шасси, та самая тележка, которую переставляют на перегонах между русской и европейской колеей. И нет ничего плохого в том, что у нас будет своя колея в мобильных устройствах.
Пригодится.