Кто снял литовские сливки?


В последние годы власти Литвы значительно активизировались в сфере привлечения в страну бизнеса из других государств. Как это обычно бывает, все лучшее получили те, кто пришел первым. Сложно сейчас сказать, кто именно выступил в такой роли, но однозначно есть победитель в номинации «я собрал все сливки с рынка». Это датская компания Adform, открывшая в Литве свой офис почти десять лет назад и ставшая сегодня наглядным примером того, как иностранная компания может воспользоваться всеми преимуществами, предлагаемыми прибалтийской страной.

Компания Adform появилась в 2002 году и с тех пор медленно, но верно становится одним из крупнейших игроков на европейском рынке интернет-рекламы. Adform управляет собственной медиа-платформой, которую могут использовать все участники рынка, стоит в авангарде новых рекламных технологий и обладает одной из лучших компетенций. Но десять лет назад она была небольшим датским стартапом, только-только привлекшим первых крупных партнеров, среди которых были Mediacom и Mindshare. Сегодня у компании есть собственные офисы в 15 странах, а год назад начался главный в жизни компании проект — экспансия в США. Но, как объяснила Агна Класавичюн, работающая в Adform уже больше семи лет, «все началось с одного умного литовца».


Дело в том, что на заре развития компании появился один литовский разработчик, который впоследствии привлек к работе в Adform еще нескольких своих соотечественников. Когда количество литовцев, работающих на Adform, превысило критическую массу, компания открыла в Литве собственный офис, который на долгое время стал одним из самых привлекательных мест работы для литовских программистов. Фактически, придя на трудовой рынок Литвы одним из первых, Adform привлек лучших из лучших, а сегодня, когда в стране работает больше десятка крупных иностранных компаний, не только сохраняет свой коллектив и постепенно его развивает.

Литва стала плацдармом для развития всей компании, и новые офисы в других странах если и открываются, то либо для сопровождения операционной деятельности (как, например, в Лондоне или Риме), либо для организации группы разработчиков, например, в Беларуси. В Дании остался весь руководящий состав и управление маркетингом, но сердце компании расположилось в Вильнюсе. Столица Литвы ответила взаимностью, и относительно недавно Adform построил собственный дом — семиэтажный офис по уникальному проекту и в месте, которое было выбрано самой компанией. Большинство этажей занимают разработчики, есть своя зона отдыха и комнаты для проведения митингов и обучения. Интересная деталь — специальные боксы, в которых можно относительно уединиться, ведь все рабочее пространство является открытым. Но даже в этих коробках невозможно полностью оградиться от окружающих, что, возможно, и к лучшему. Сосредоточиться можно, а из коллектива сбежать не получится.

Агна утверждает, что все сотрудники чувствуют себя большой семьей. Вполне возможно это так, по крайней мере, на работу можно даже домашних животных приводить. Но насколько такая модель подходит для большого (более 200 сотрудников) коллектива известно лишь Агне, отвечающей в компании за HR. Если менталитет литовцев, а именно они составляют большинство сотрудников офиса Adform в Вильнюсе, совместим с такой позицией компании, то все хорошо. В России такой подход пытаются навязать во многих компаниях, но недавняя история с травлей девушки из «Яндекса» и молчаливого благословения этой травли со стороны компании показывает, что, в отличие от Литвы, в российской компании подобный подход является фикцией и профанацией.

Пример Adform нельзя назвать типичным, нельзя забывать о преимуществах первопроходцев. Но что удивляет, так это то, что за эти годы компании удалось не растерять свой кадровый состав, а ведь давление со стороны Nasdaq, Western Union и других, куда более могучих и денежных, компаний постоянно растет.

//Сергей Половников