Компания Qualcomm больше известна своими процессорами, модемами и технологиями, благодаря которым работают миллиарды мобильных устройств. Нередко компания пытается выйти за рамки привычных границ компетенции и пробует закрепиться в новых сферах. Одним из самых ярких примеров такого демарша является технология MediaFLO, которую Qualcomm продвигал как единственно верную и подходящую для мобильного телевидения в середине первого десятилетиях 2000-х. Пока Qualcomm воевала с Nokia и ее форматом DVB-H, в мире получили массовое распространение сначала 3G-сети, а теперь уже и LTE. Вопрос со специальной технологией под мобильное телевидение отпал сам собой, а усилия, потраченные Qualcomm на судебные тяжбы и продвижение своего формата, канули в Лету. К феномену интернета вещей Qualcomm подошел осторожнее, и в презентации, которую компания провела для журналистов, представители компании говорили не столько о преимуществах Qualcomm, сколько о самой экосистеме IoT и о том, что же нужно сделать для того, чтобы сказка о миллиардах подключенных к сети вещей стала явью.
Про «интернет вещей» сегодня не говорит только ленивый. Из шутки про утюг, подключенный к интернету, IoT вырос в уже состоявшееся явление нашей повседневной жизни. Возможно, это не так заметно, но количество устройств, подключающихся к интернету и передающие данные в автоматическом режиме, вокруг нас очень много. Некоторые столкнулись с новыми счетчиками, которые требуют SIM-карту и передают в управляющую компанию данные. Другие с тем, что терминалы по приему платежей возникают в самых неожиданных местах, где точно невозможно подключить их к проводному интернету. Третьи обнаружили, что в их автомобиле есть слот для SIM-карты, а навигационная система готова отображать состояние трафика на дорогах. Пару лет назад «МегаФон» пытался продавать розетки, которыми можно было управлять с мобильного телефона. Концепция умного дома, продвигаемая стартапами ФРИИ, полностью завязана на передачу данных через мобильный канал. Можно называть шум вокруг «интернета вещей» надуманным, раздутым из ничего, но факт остается фактом — он существует и развивается вне зависимости от того, как к нему относятся.
Как и в любой молодой экосистеме, в «интернете вещей» уже вовсю идет тихая борьба между гигантами телеком-индустрии. Производители чипсетов и модемов, интеграторы готовых решений и операторы стараются как можно быстрее застолбить все свободные поляны, до которых есть возможность дотянуться. Потребителями m2m-решений, а m2m является важной частью «интернета вещей», сегодня является в основном корпоративный сектор, а для этой аудитории важно предложить что-то готовое, коробочное, такое решение, чтобы его можно было с легкостью интегрировать в работающий бизнес. Qualcomm занимает в пирамиде участников экосистемы место в фундаменте, на его (и его конкурентов) решениях строятся те самые коробочные продукты. Это положение дает Qualcomm взирать на развитие IoT шире, думать не об успехе здесь и сейчас, но развитии направления.
По мнению Qualcomm сегодня можно говорить не об «интернете», но «интранете вещей». Чтобы IoT стал тем, чем называется, необходимо больше думать не о технологиях, а о потребителях, моделях использования новых решений. Стандартизация — один из ключей к успеху IoT. Пока что на рынке m2m и IoT каждый интегратор работает в соответствии с собственным видением, а существующие системы несовместимы друг с другом. Очень интересно читать истории о том, как Ericsson создает концепцию «подключенного города», но пока эти проекты существуют каждый сам по себе, IoT будет топтаться на месте.
Самым частым примером в презентации Qualcomm были датчики для коммунальных служб, хотя IoT — это не только про водосчетчики. Однако, именно это направление IoT сегодня получил наибольший импульс к развитию. Причина банальна: текущие показатели надежности и стабильности связи вполне устраивают эту индустрию. В медицине требования намного выше, ведь если счетчик электроэнергии не передаст вовремя показания ничего страшного не произойдет, а вот если кардиостимулятор не подаст сигнал тревоги вовремя, это может стоить человеческой жизни. Но это примеры, в которых важны отклик сети и ее покрытие, а вот в другой крайности важнее ширина канала и стабильность потоковой передачи данных. Речь, конечно, о мобильном телевидении и музыкальных сервисах, самых прожорливых и капризных. Если телеэфир в SD-качестве сегодня можно смотреть практически в любой сети, то к HD и, тем более, 4K-видео требования совсем иные.
Наконец, IoT предполагает автономную работу устройств, а сегодня время жизни от батареи современных устройств оставляет желать лучшего. Прорыва в разработке новых элементов питания не предвидится, и Qualcomm работает в направлении снижения частоты обращения чипа и модема к батарее за счет увеличения или тонкой настройки периодичности передачи данных.
Другим решением проблемы станет разделения развития LTE. Для тех устройств, изредка передающих данные небольшого размера, Qualcomm разрабатывает (в составе группы, разумеется) стандарт LTE Cat. 0, который предполагает низкую скорость, но высокую надежность и энергоэффективность. LTE — не панацея и для некоторых решений более разумным является использование Wi-Fi и Bluetooth, а значит необходимо совершенствовать и эти технологии.
В 2014 году Qualcomm уже выручил от IoT около миллиарда долларов, это около 4% от всей годовой выручки. В 2015 году компания планирует увеличить долю «интернета вещей» в выручке до 10%, что на первый взгляд кажется непосильной задачей. Ведь в этом случае в денежном выражении придется утроить показатели.
«Интернет вещей» — слишком большая тема для одной статьи. Слишком много еще направлений, претендующих на индивидуальное внимание. m2m, mHealth, connected car, smart grid — все это термины, которые потихоньку обосновываются в русском языке, и в ближайшие годы мы все чаще будем рассказывать о новинках в сфере IoT.