Год назад я написал колонку о Wi-Fi в московском метрополитене и перспективах деятельности «Максима Телеком», которая собиралась окутать беспроводным интернетом все ветки метро. В тексте я позволил себе усомниться в серьезности намерений компании и ее способности реализовать столь масштабный проект в отсутствии каких-либо коммерческих перспектив. Я ошибся. Проект реализован.
Всего лишь год понадобился «Максима телеком», чтобы оснастить точками доступа Wi-Fi все вагоны подвижного состава московской подземки. Пусть сам интернет доступен пока не на всех перегонах, покрытие сети под землей выросло на порядок. Ранее интернет появлялся лишь на станциях, да и то в том случае, если смартфон успевал подхватить сеть. Мне пары минут пребывания поезда на платформе хватало на то, чтобы приложения подкачали уведомления и дополнительную информацию, а в перегонах можно было спокойно с ними ознакомиться. Теперь даже в пути можно перекидываться сообщениями в Skype и Whatsapp, и пусть не всегда они доходят мгновенно, это явно лучше, чем год назад.
Фото: ТАСС
Экономическая составляющая проекта не изменилась. Компания по-прежнему планирует зарабатывать на рекламе, которая показывается при входе в сеть. Избежать ее практически невозможно, как только вы подсоединяетесь к Wi-Fi, на вашем устройстве запускается браузер со стартовой страницей аутентификации. На фоне инициативы правительства по доступу к интернету через Wi-Fi по паспортным данным, на этой стартовой странице можно как залогиниться, так и получить «гостевой доступ». Честно говоря, я не очень хорошо представляю себе объем рекламы, которая должна показываться пользователям интернет в метро, так как сразу после входа в сеть я переключаюсь на приложения и работаю уже в них. Возможно, портал «Вметро» действительно приносит какой-то доход, но у меня есть откровенные сомнения в том, что этими доходами можно перекрыть гигантские инвестиции в строительство сети на протяжении всех 327,5 километров линий московского метрополитена.
На уже удаленной странице сайта оператора говорится о том, что базовая услуга Wi-Fi в метро будет бесплатной. Действительно, это было одним из главных условий конкурса, в котором отказались участвовать операторы «большой тройки». Также на этой странице сообщается, что строительство сети ведется без привлечения государственных средств исключительно на собственные деньги. Если верить информации на этой странице, то сеть построена следующим образом. На станциях и в служебных помещениях внутри перегонов установлено сетевое оборудование, обеспечивающее радио-покрытие, а на головных и конечных вагонах составов есть специальные антенны, которые и принимают сигнал. Это решает проблему необходимости прокладывать кабель по тоннелям, но приводит к тому, что в некоторых перегонах интернета нет. Особенно это касается новых линий и веток с длинными перегонами, в которых, видимо, попросту не хватает этих самых служебных помещений.
Кабель с излучающими элементами, на основе которого «Билайн» планировал развернуть сеть в метро, 2010 год
Обеспечить более устойчивое покрытие можно, но это стоит куда больших денег, чем установка оборудования с антеннами в тоннелях. В 2010 году «Билайн» рассказывал о том, как ему удалось развернуть стабильную сеть 3G на участке «Таганско-Краснопресненской» линии. Для этого по перегонам был проложен специальный кабель с излучающими элементами, превращающими его в антенну. Технологией так никто и не воспользовался, «Билайн» от планов развития сети под землей, как и его коллеги по рынку, отказался. По крайней мере, в тех объемах, о которых говорилось четыре года назад.
Признавать собственные ошибки не очень приятно, но нужно. Год назад я был уверен, что экономическая целесообразность возьмет вверх, но имиджевая составляющая оказалась сильнее. Метрополитену нужно было доказать, что операторы ошибались, и сеть Wi-Fi можно развернуть в сжатые сроки. Сеть появилась. Появятся ли теперь доходы — большой вопрос. Я думаю, что ждать их не стоит. Но кто знает, может через год мне придется опять извиняться? Я буду рад, ведь если «Максима Телеком» удастся хотя бы обеспечить окупаемость проекта, то это уже будет большой успех. Ну а я проведу еще одну работу над ошибками.