Европейская комиссия выдвинула компаниям Google и Apple требования изменить свою политику в отношении мобильных приложений и игр, которые позиционируются как «бесплатные», но могут высосать из кошельков пользователей большие деньги. При этом в отличие от Google, которая обязалась к концу сентября 2014 года отказаться от использования термина «бесплатный» в отношении приложений с внутренними платежами, компания Apple так и не сделала ни единого шага к тому, чтобы отреагировать на требования Еврокомиссии и защитить пользователей от импульсивных платежей.
При этом Apple не отказалась поддерживать инициативы межправительственных комиссий и общества защиты потребителей, а свое бездействие объяснила тем, что в рекомендациях не было обозначено никаких конкретных сроков. Еврокомиссия осудила бездействие Apple и выразила надежду на то, что компания все-таки внесет изменения в политику в отношении разработчиков и продвижения приложений.
Бизнес-модель freemium, подразумевающая бесплатное приложение и последующую его монетизацию через внутренние платежи, потихоньку становится маргинальной и все чаще осуждается организациями по защите прав потребителей. Совершенно очевидно, что Государственная Дума рано или поздно выпустит очередной «мудрый» закон, который скорее уничтожит рынок, чем решит проблему. Пока что по всему миру регуляторы рынка и организации по защите прав потребителей думают, как и пользователей защитить, и рынок не прихлопнуть. Все это усугубляется тем, что чаще всего жертвами импульсных необдуманных расходов в приложениях, особенно в мобильных играх, становятся дети.
Власти Новой Зеландии, например, выпустили предупреждение родителям о том, что в период каникул их дети могут попасться на удочку «бесплатных мобильных игр». Ритчи Хаттон (Ritchie Hutton) из Комиссии по Коммерции подчеркивает, что в разгар каникул за детьми нужен глаз да глаз: «покупки внутри приложений делаются легко, но могут обойтись слишком дорого». По его мнению, многие разработчики специально предлагают приобрести что-либо в приложении в тот момент, когда пользователь с наибольшей степенью вероятности согласится на покупку, поддавшись эмоциям. Это особенно опасно для детей, ведь в приложениях часто предложения приобрести что-нибудь для улучшения игрового процесса не один раз, а постоянно.