Важнейшей платформой у оператора связи является биллинг. На дворе не коммунизм, и главной целью операторов как коммерческих компаний является извлечение прибыли от собственной деятельности, ну а без биллинга не получится ни подсчитывать поступающие от абонентов средства, ни оказанное им количества услуг. Это — утрированный уровень. Все гораздо сложнее.
У каждого мобильного оператора есть сразу несколько биллинговых платформ, каждая из которых отвечает за отдельное направление бизнеса. Так сложилось исторически — после появления каждой новой услуги связи требовалась дополнительная платформа, и спустя два десятка лет у крупных операторов накопился собственный зоопарк решений. О конвергенции во весь голос начали говорить еще в середине 2000-х, но всерьез переходить на новые комплексные решения переходить никто не торопится. С одной стороны, это тормозит развитие бизнеса, так как банальный запуск нового тарифа оборачивается головной болью, но с другой стороны переход на новую платформу занимает массу времени и сил. Это справедливо не только для биллинга, известно, что с большими сложностями в свое время столкнулась «Евросеть». Для того, чтобы увеличить эффективность бизнес-процессов, ритейлер в 2004 году приобрел решение SAP, однако, внедрение системы заняло почти три года, а итоговая стоимость увеличилась почти 2,5 раза. Мучения не пропали даром — производительность внутри «Евросети» в итоге выросла в пять раз.
Чтобы понять, насколько важным является модернизация биллинга для оператора, представьте себе коробку, набитую зарядными устройствами. У меня такая есть — там зарядники для всего на свете. Каждый раз поиск необходимого зарядника занимал массу времени — пока найдешь, пока провода распутаешь. Теперь практически все мобильные устройства подзаряжаются через разъем micro-USB, и вы сами можете оценить, насколько это удобно. Так же и с биллингом — у операторов со временем накапливается масса решений от нескольких производителей, которые могут конфликтовать между собой. Рано или поздно случается авария, в результате которой абоненты остаются без связи на время устранения проблемы. Чем больше будет платформ, тем больше шанс, что подобные аварии будут происходить все чаще. Казалось бы, достаточно перейти на единый биллинг, но все не так просто.
Переезд на новый биллинг тоже сопряжен со многими рисками. Относительно свежий пример — декабрьский переход на новую платформу белорусского оператора life:) В течении нескольких дней абоненты испытывали трудности с доступом к услугам — у кого-то не работала голосовая связь, у кого-то интернет. В России отсутствие единых стандартов и совместимости биллинговых платформ в полной мере ощущают на себе те редкие абоненты, которые решили избавиться от «мобильного рабства» и сменить оператора сохранив свой номер. У таких счастливчиков гарантированно работает лишь голосовая связь, а вот с дополнительными услугами возникают проблемы. Конечно, без MMS можно прожить, но если будет отсутствовать мобильный интернет, то абонент еще десять раз пожалеет, что связался с MNP.
Рано или поздно, операторам придется перейти на новые платформы. Более того, современный рынок OSS/BSS решений становится все больше сегментированным на тех игроков, которые могут обеспечить масштабируемость в условиях роста, и тех, кто предлагает дешевое, но крайне ограниченное и специфичное решение. В это же время операторы оказались в той же ловушке, что и упомянутая в одном из примеров выше «Евросеть», когда каждый день откладывания этого решение приносит больше убытков, чем возможные проблемы, связанные с переходом на новый биллинг. Более того, многие игроки рынка попросту не могут масштабировать собственные решения, и некоторые операторы уперлись в потолок. Чтобы продолжать развитие, требуется новая платформа.
Если говорить о крупных операторах России, то количество компаний, способных обеспечить функционирование биллинга, немного. Это израильские Amdocs и Comverse, российская «Петер-Сервис» и вкрапления шведской Ericsson. При этом достаточная экспертиза для полноценного развития и достаточный международный опыт есть лишь у израильтян. Comverse имеет хорошие решения для prepaid-моделей бизнеса, но в 2013 году от ее биллинга отказался МТС. Их конкурент Amdocs напротив наращивает свой портфель в российских операторах.
Одной из ранее казавшейся несбыточной мечтой операторов является отдельная тарификации трафика в зависимости от того, кто его генерирует. Про запрет Skype операторы говорили еще пять лет назад, когда средняя скорость в мобильном интернете все равно не позволяла использовать IP-телефонию вместо традиционной связи. Сегодня наращивает мускулы LTE, а значит у операторов помимо угрозы канибализации доходов одних услуг другими появляется неиллюзорная проблема емкости каналов. Пока что она решается ограничением не скорости, как это происходит в фиксированных сетях, а объемом переданных данных, но в будущем наверняка могут появиться специальные тарифы, оплата в которых будет зависеть от того, что именно в интернете делает пользователь. Серверы DPI, позволяющие определять источник трафика вплоть до приложения, работающего на устройстве пользователя, у операторов уже есть, пусть и размещаются они лишь в крупных точках обмена трафика. Осталось дело за малым — приучить пользователей к тому, что оператор больше не согласен с ролью «трубы».
Первый звонок прозвучал в начале года в США, где оператор AT&T запустил услугу «спонсорского трафика». Сторонние компании получили возможность оплачивать трафик пользователей своих сайтов и приложений, что для американских абонентов имеет определенную привлекательность. Этот шаг кажется позитивным для всех. Пользователи получают бесплатный трафик, а в США он стоит не так уж и мало. Компании получают возможность приобрести дополнительное конкурентное преимущество перед своими соперниками. Операторы получают возможность обкатать модель, при которой трафик определенных источников тарифицируется иначе, чем обычный. Некоторые сравнивают эту модель с WAP, но важным отличием является единая точка доступа, прописываемая в устройствах абонента, и единая платформа. К слову, решение в AT&T используется от Amdocs.
Когда речь заходит о биллинге, обычно, говорят, что простым абонентам не интересны все эти трудности. На деле от платформы, выбранной оператором, напрямую зависит, будут ли у пользователя пропадать деньги, сможет ли оператор запустить конвергентные тарифы, получится ли обеспечить бесперебойную работу сети после запуска новых услуг. Наконец, все абоненты российских операторов ждут, когда же в рамках одного контракта можно будет использовать сразу несколько SIM-карт и единые пакеты данных. Запуск подобных тарифов напрямую зависит от того, справится ли с подобным сложным механизмом ценообразования биллинговая платформа.
Отсутствие таких предложений приводит к тому, что большая часть планшетов на руках российских пользователей подключается к Wi-Fi, а не мобильной сети передачи данных. Абоненты не дураки, и прекрасно понимают, что платить за пакет интернета дважды — для смартфона и для планшета — бессмысленно, гораздо выгоднее просто включить смартфон в режим «точки доступа» и подключить планшет к нему по Wi-Fi. Внедрение пакетов трафика для одновременного использования передачи данных на нескольких SIM-картах напрямую зависит от возможности оператора обеспечить работу таких комплексных тарифов.
Необходимость смены биллинга на сегодняшний день — triple win для операторов связи. Единственным сдерживающими факторами остаются лень и страх принятия решений. В конечном счете решать абонентам, тем более теперь поменять оператора не так уж и сложно, а передаче данных и вовсе все равно, какой у вас номер.