Mobilefest 2013: проекты конкурса Hackaphone

Пока все делегаты слушали доклады и участвовали в дискуссиях в многочисленных «шале» лыжного курорта Яхрома, 8 команд занимались созданием своих приложений-прототипов. Конкурс Hackophone проводится уже не в первый раз, и судя по проектам, которые готовят команды, вполне может стать отправной точкой нескольких интересных сервисов. Главное условие — проект должен быть создан за 48 часов в условиях полной изоляции от раздражающих факторов — соблюдалось, видимо, не всеми. Мне же удалось кратко переговорить с представителями 7 из 8 команд. Восьмой команды в полном составе на месте не оказалось, но об этом — чуть позже.

Знакомство с проектами я провел лично, посетив все три «шале», больше похожих на бани, и поговорив с представителями каждой из команд. Моей целью было понять, что за проект, в чем его суть, как он будет монетизирован. Далее я расскажу о каждом из проектов и дам субъективные и, несомненно, дилетантские с точки зрения участников конкурса, комментарии.

Проект «Стартаперс»

О проекте рассказал Владимир Попов («Бюро маленьких программ»). Это сервис по поиску профессионалов определенного направления с использованием геолокации. Он должен помочь найти поблизости членов команды определенного рода — разработчиков, дизайнеров и т.д. Фишка проекта — геолокация, то есть поиск можно вести прицельно. Монетизации нет, по крайней мере, команда на данном этапе о ней не думает. Над проектом работает три человека.

Мне кажется, что проект ничем не отличается от существующих бирж фрилансеров. Геолокация для поиска нужного профессионала именно рядом вызывает сомнения в необходимости. Например, стоимость услуг профессионала в Москве явно выше, чем в регионах, и на уровне стартапа лучше думать о костах, а не о том, чтобы собраться всем в одном месте. Вопрос с монетизацией не решен, а значит и бизнес-потенциал в проект не закладывается, что расстраивает.

«Проксимити»

О проекте рассказал Дмитрий Калашников («К-Медиа»). Это игра-эмулятор вингсьюта, разновидности прыжков с парашютом. Разница лишь в том, что у человека — костюм-крыло, любой видел нечто подобное в шпионских боевиках или на канале для поклонников экстремального вида спорта. «Проксимити» — это игра, пользователь управляет спортсменом, совершающим прыжок с горы. Управление гироскопическое, то есть придется наклонять свой планшет или смартфон для преодоления препятствий. Монетизация предусмотрена для открытия новых уровней и покупки более совершенной экипировки. Отдельный упор делается на физику. В команде 4 человека.

Дмитрий, рассказывая о проекте, похоже, понимал, о чем говорит. Вопросы возникают лишь относительно популярности этого приложения — слишком уж, на мой взгляд, нишевый экстремальный вид спорта. Так же вызывает сомнение способность команды предоставить в итоге работающий прототип приложения, включающие все перечисленные Дмитрием фишки. По моему опыту, на старте проекта возникает масса идей, которые можно прикрутить и реализовать в сервисе или приложении, но к моменту создания прототипа многие из них отметаются из-за сложности реализации и малого влияния на потенциальный успех проекта. Тем не менее, четкое понимание проекта и готовность ответить на любые вопросы вызывает позитивное восприятие.

Kill’em Project

О проекте рассказал Юрий Шубин (Totem People). Это ролевая игра с геолокацией и необходимостью посещать реальные места. Вкратце механика игры такова. Существуют команды-армии, в каждой из них есть бойцы. Бойцы периодически получают задания, суть которых в необходимости прийти в реальную локацию, получить задание, выполнить его, и взамен клан получит очки или дополнительную амуницию/оружие. В случае, если в определенном радиусе от игрока находится игрок противоположной команды, то инициируется схватка, по результатам которой победивший игрок и его команда так же получает очки. Монетизация традиционная — покупка дополнительных преимуществ, например, оружия, но все можно будет купить и за очки. Если заработают. Над проектом работает три человека.

Идея лично мне понравилась, получается игра на стыке традиционных ночных «Схваток» и «Дозоров» и интернет-пожирателей времени World of Warcraft и Lineage. На мой взгляд, единственная проблема проекта — в сложности. Чем больше утрируют игровую механику создатели этой игры, тем больше она привлечет игроков. Тем более, что если взять за основу аудитории школьников, то пользователей будет — мама не горюй. Ведь школьники проводят вместе уйму времени, а значит, будет постоянно идти война (враги рядом друг с другом), а после школы они смогут выполнять квесты на локациях в своем районе. Так или иначе, схема набора пользователей и их удержания понятна. Успеют ли реализовать проект на стадии прототипа — большой вопрос.

Find Your Bottle

О проекте рассказал Тимур Жабко («Снегофон»). Это рекомендательный сервис по подбору алкоголя. С одной стороны, пользователь отсканировав штрих-код с бутылки в супермаркете получает информацию о ее содержимом. С другой стороны, ответив на несколько наводящих вопросов, пользователь получает рекомендацию — понравится ли ему содержимое этой бутылки. Сервис будет бесплатным, есть возможности брендирования. Над проектом работает 5 человек.

Идеальная модель монетизации, заложенная в проект изначально. Как известно, рекламные возможности производителей алкоголя крайне ограничены, и на брендировании приложения и других механиках можно заработать серьезные деньги. Главной проблемой остается создание базы данных по бутылкам и их содержимым. Целостный, понятный и прозрачный проект, который, даже если не победит, имеет, на мой взгляд, коммерческий потенциал.

Life Moment

О проекте рассказал Александр Бородич (серийный предприниматель, mywishboard.com). Это сервис-приложение для создания видео-роликов с видео-комментариями. Механика такова: пользователь делает серию небольших видео-роликов с помощью основной фотокамеры телефона, но имеет возможность снимать их и комментировать, комментарий записывается одновременно, но уже с фронтальной фотокамеры смартфона. После этого пользователь склеивает в самом приложении кусочки отснятого видео и получается видеопослание. Приложение интегрировано с YouTube, при закачке можно будет выбрать спонсора своего ролика, и именно его реклама будет показываться при просмотре ролика на YouTube. Пользователь будет получать долю дохода от рекламы. В команде 3 человека.

Это единственная команда, показавшая мне уже готовый прототип приложения. Так же, это единственная команда, которая реализовывает сервис с четким пониманием, зачем он и кому его можно продать (или интегрировать). По словам Александра, ментором проекта является Дмитрий Мартынов из Google. Единственный вопрос, который возник — действительно ли команда начала заниматься этим проектом на самом конкурсе, не было ли домашних заготовок.

«Вдолг»/«Взайм»

О проекте рассказал Александр Трифонов (Hint Solutions). Это сервис по подбору кредиторов и должников среди своих друзей в социальных сетях для взаимного кредитования. Особенность — возможность выставлять свои кредитные лимиты и запрашивать денег в долг только у своих друзей. С названием пока не определились, оба — рабочие. Бизнес-модели рассматриваются две. Первая — получение процента с транзакций через подключенные к сервису платежные системы, вторая — комиссия с пользователей. В команде 3 человека.

На мой взгляд, данный проект сам себя ограничивает аудиторией «друзей». В чем конкретные преимущества сервиса — не понятно, так как если речь идет о друзьях, то они, очевидно, договорятся друг с другом без посредников. Для профессиональных кредиторов есть готовые сервисы платежных систем, например, у WebMoney. К тому же о сервисах p2p-кредитования в последнее время часто говорят сами банки и, в частности, «Тинькоф Кредитные Системы», а уж у его подразделения Tinkoff Digital с тактикой «мы купим всех специалистов на рынке» перспектив запустить подобный сервис и сделать его массовым — гораздо больше. Так же не ясен вопрос скоринга — о нем Александр даже не упомянул.

«Доверяй, но проверяй»

О проекте рассказал Егор Лакомкин (стартапер). Это сервис рекомендаций по замене дорогих лекарств более дешевыми заменителями. Пользователь вводит список выписанных врачом лекарств и получает список более дешевых, менее известных, но абсолютно таких же по эффекту лекарств-заменителей с указанием цен в аптеках. Бизнес-модель — реклама и брендирование. В команде 3 человека.

Откровенно слабый проект с хорошей идеей. На вопрос, будет ли геолокация для того, чтобы показать пользователю ближайшие аптеки, где можно будет купить рекомендованные лекарства (а для этого достаточно просто подключиться к доступной базе данных по поиску лекарств), Егор ответил, что ее не будет. Странно.

Восьмой проект

Во время посещения команд, на месте не оказалось всего коллектива, работающего над проектом. Чуть позже, в кулуарах несколько участников MobileFest сообщили мне, что у этой команды проект был готов уже давно, точнее — его техническая часть, движок, а здесь, на Hackophone, они просто прикручивают к нему интерфейс под конкретную задачу. Я, разумеется, понимаю, что все это — грязные инсинуации, но это объясняет, почему в то время, когда остальные участники Hackophone работают над своими проектами, эта команда в полном составе находилась где-то в другом месте.

Общие впечатления

Лично моими фаворитами стали проекты Life Moments, Find Your Bottle и Kill’em All. У этих проектов и их команд есть четкое понимание — что они делают, кому это нужно, и как на этом заработать деньги. Откровенно слабый проект — только один, что уже хороший показатель для конкурса в целом.

Вместе с тем к конкурсу масса вопросов. Никто мне не смог объяснить, какие именно главные призы и получит ли их кто-нибудь. Формально, победителей ожидают «i-девайсы» и «инвестиции от imi.vc», однако, гарантированы ли они — вопрос открытый.

//Сергей Половников