Роль отдельного Свердлова в истории отечественного телекома


Заместитель министра связи РФ Денис Свердлов на минувшей неделе оказался в центре пусть и не слишком большого, но скандала, связанного вероятным ужесточением режима взимания пошлин на товары, купленные в зарубежных интернет-магазинах. Официальная выжимка этой истории такова: Минкомсвязь заявила, что данный вопрос — и это чистой воды правда — не находится в сфере действия министерства, слова Свердлова поняли не так, никаких планов по изменению законов в указанной сфере нет. Под тем предлогом, что история эта еще довольно свежа, попробую задаться вопросом о том, насколько Дениса Львовича можно считать удачной находкой для телекоммуникационной отрасли, вопросы государственного регулирования которой и курирует Свердлов.

Пойдем от нынешних дней назад, к тому моменту, когда о Свердлове узнала отрасль.

Первый вопрос, который хочется задать заместителю министра: зачем вы высказывались по теме таможенных пошлин, если это вне сферы деятельности вашего ведомства? Кажется очевидным, что человек-Свердлов и Свердлов-чиновник должны четко разделить между собой зоны влияния. Даже если действительно ничего в Минкомсвязи не планируется делать в связи с интернет-торговлей, долгое время еще останется множество людей, которые в это верить не будут, но зато будут считать, что чиновник сболтнул лишнего, а министерство пытается всеми силами спрятать то, что показывать до поры не собиралось.

Свердлов, будучи генеральным директором «Скартела», иногда говорил чуть больше, чем нужно: может быть, на эмоциях, может быть, на волне искренности — журналистам это нравится, это для них как кислород. Но в большом бизнесе и политике, в которую Свердлов сейчас окунулся,сказанная не вовремя правда, порою, имеет разрушающие последствия: проекты срываются, взаимодействие с партнерами, у которых свои интересы, усложняются, и вот, то, о чем некстати рассказано, перестает быть действительностью.

Второй вопрос: насколько тактично стоять так близко к рулю отрасли и продолжать поддерживать свою бывшую компанию? Помнится, именно вы первым взяли слово на мероприятии по запуску Yota в Казани в конце лета и не отдавали его Игорю Торгову довольно долго, как будто это ваш запуск, а не «Скартела», от которого вы на словах дистанцируетесь. Вероятно, по привычке и случайно, вы два или три раза оговорились «мы запускаем», «наша сеть»… Выглядит это так, как будто у «Скартела» теперь свой человек в министерстве. Но ведь это неправда, да?

Возможно, это случайно, но именно «Скартел» сейчас продолжает быть единственной компанией в России, кто может на практике запускать LTE-сети. У остальных есть какие-то обременения: суды, военные с конверсией или попросту отсутствие частот. Будет интересно проследить, что поменяется в вопросах доминирования большой четверки + «Скартел» при Свердлове на большой временной дистанции: пока же все по-прежнему…

Кстати, господин министр, Николай Никифоров, обещал господину Дмитрию Медведеву, премьеру, что до конца года LTE будет в сорока городах России. Осталось меньше двух месяцев, и, часом, не Свердлов ли ответствен за, то, чтобы этот показатель дорос до желаемого с нынешней дюжины вовремя? Нужно запускать примерно по одному городу каждые два дня.

Последующие вопросы к Свердлову, учитывая его нынешнюю должность, будут, скорее, риторическими, так как отвечать на них теперь не в его компетенции. Но вопросы относятся к тому периоду, когда замминистра возглавлял «Скартел», и потому они будут заданы. Журналисты уже соскучились по квартальным отчетам «Скартела» (хотя бы вот таким), которые с давних пор исчезли с информационного небосклона. Интересно узнать, что с этими отчетами стало не так, и насколько все плохо? “Скартел” много должен? Убыточен? Возможно, господин Торгов и господин Егор Иванов из Yota Networks тоже захотят поделиться свежей статистикой, но надо признать, что почти все, что есть (и чего нет ) у «Скартела» — заслуга Свердлова.

Переходим к тому, чего у «Скартела» нет. В прошлом году были покинуты плацдармы в Перу и Никарагуа. В июне Yota ушла с белорусского рынка, сумев набрать смешное количество абонентов. С этим уходом закончилась зарубежная экспансия «Скартела». Совершенно бесславная. В это ушло много денег, и хотелось бы узнать, сколько именно.

Еще у «Скартела» нет технологии WiMAX: той, которую боготворило прежнее руководство, начиная с 2008 года, и сети на базе который были снесены задолго до приближения к срокам их окупаемости. И на всю эту историю тоже были потрачены огромные средства, около полумиллиарда доларов.

То, что все так не сложилось, виноваты вы, господин Свердлов? Если не вы отвечаете за все эти ставшие почти бессмысленными траты, то кто или что отвечает? Вы окончили ВУЗ по бухгалтерской специальности, вы должны быть хорошо в курсе. Если все это происходило при вас, то считаете ли что-то еще успешным в бизнесе «Скартела», близкого к государственным Ростехнологиям, кроме того, что компанию удалось (успели?) продать близким к «Мегафону» структурам?

У «Скартела» изначально был неплохой, заметный на общем фоне, яркий имидж — на мой личный вкус. Это импонировало, как и желание генерального директора компании много общаться — помнится, по началу, господин Свердлов мог отвечать на вопросы журналистов столько, сколько потребуется. Потом все стало портиться. Как рассказывают коллеги, Денис Львович перестал отвечать на вопросы по телефону. Из-за внутренних перестановок исчезла своя пресс-служба, вместо нее наняли известное агентство, от которого невозможно получить комментариев никогда. Вероятно, это агентство действует так по наставлению заказчика. Иногда нежелание комментировать запросы прессы, оборачивается смешными пресс-релизами. Так в конце августа «Скартел» сообщил о назначении генерального директора Игоря Торгова, которое произошло… в начале июля. Можно этот абзац отнести к журналистскому брюзжанию: все и всем рассказывать ни в обязанности главы компании, ни в обязанности чиновника не входит.

Нельзя сказать, что «Скартел» оказался коммерчески успешным при вас, господин Свердлов, хотя вам, быть может, хорошо удавалось решать задачки в подковерных играх — это веками очень ценится у государственных мужей. Ваш руководитель Никифоров, вероятно, общался с вами по проекту в Казани, когда вы и он были в своих предыдущих ипостасях. Как это у нас есть во всей отрасли, там без закулисных драм тоже, видимо, не обошлось.

Трудно охарактеризовать Свердлова как успешного бизнесмена, если говорить об успехе компании — для этого нет фактов, если не считать факта продажи бизнеса. Есть признание в виде вхождения самого Свердлова в рейтинг 40 успешных молодых предпринимателей издания Global Telecoms Business в 2011 году. Есть факт привлечения человека, ранее олицетворявшего собой бренд Yota, к работе в министерство на один из самых высоких постов. Однако важно заметить, что личный и карьерный успех еще не означает успеха компании — особенно, если руководящий пост в коммерческой структуре меняется на чиновничий. Что нам ждать от отрасли в целом во время вашей работы в Минкомсвязи? Ориентироваться ли нам на успехи «Скартела» или на ваши личные успехи, господин Свердлов?

От редакции Content-Review.com
Наша площадка открыта для всех мнений. Мы прекрасно понимаем, что, возможно, Денису Свердлову захочется ответить на факты и мнения автора колонки. Мы по-прежнему готовы предоставить такую возможность.

//Александр Осинев