Впервые в российской судебной практике абонент смог через суд заставить сотовую компанию снизить стоимость услуг. Суды двух инстанций в Свердловской области вынесли решение в пользу клиента МТС, восстановив первоначальный тариф и обязав МТС вернуть переплату. Эксперты, опрошенные "Коммерсантом", отмечают, что этот случай заставит сотовых операторов впредь более деликатно решать вопросы изменения тарифов на свой сервис.
В конце прошлой недели в филиал МТС по Свердловской области поступило несколько претензий от подписчиков тарифа "Безлимитный", подорожавшего с 9 октября 2006 года на 30% и по сути вообще переставшего быть безлимитным. Абонентская плата выросла с 998 руб. до 1,3 тыс. руб, при этом для местных вызовов был установлен лимит 2 тыс. минут.
К предъявлению претензий подписчиков подтолкнуло дело, выигранное адвокатом Анатолием Безруковым. 20 декабря 2006 года Октябрьский райсуд Екатеринбурга удовлетворил его иск, обязав МТС восстановить первоначальные условия договора и вернуть не менее 1 тыс. руб. переплаты. 5 апреля с этим решением согласилась коллегия по гражданским делам Свердловского облсуда, и оно вступило в законную силу.
Безрукову удалось доказать, что, подключаясь к тарифному плану "Безлимитный", он не мог предполагать, что оператор в течение полугода ограничит число минут, а саму абонентскую плату повысит на 30% без каких-либо видимых объективных причин. "У МТС не было никаких оснований в одностороннем порядке изменять условия заключенного со мной договора, — утверждает Анатолий Безруков. — Согласно Гражданскому кодексу, договоры абонентов и сотовых операторов считаются договорами присоединения, в отношении которых существует правило: если договор содержит явно обременительные для абонента условия, то потребитель вправе потребовать внести необходимые для него изменения".
Договором присоединения считается такой договор, содержание которого заранее определяет компания или банк, предоставляющие услуги. Условия включаются в стандартный формуляр, и изменить их клиент не может. К такому типу относится большинство договоров с потребителями (как компаниями, так и гражданами), а также банковские договоры. Статья 428 Гражданского кодекса о договоре присоединения позволяет гражданам добиваться отмены или изменения обременительных для них условий договоров, навязываемых коммерческими фирмами. Закон тем самым защищает граждан-потребителей, считающихся слабой стороной.
Выигранное Безруковым дело грозит неприятностями сотовым компаниям. В середине прошлого года они произвели массовую ревизию тарифов в связи с переходом на принцип "платит звонящий". В частности, в большинстве тарифных планов была увеличена стоимость первой минуты звонка. Тем не менее, в сотовых компаниях не ожидают волны исков от абонентов. В МТС утверждают, что операторы сотовой связи вправе вносить изменения в порядок предоставления услуг и их стоимость, заблаговременно уведомляя об этом абонентов. "Это условие содержится в тексте абонентского договора, который подписывается абонентом при подключении к сети МТС, и компания всегда уведомляет абонентов об изменении условий обслуживания на тарифных планах заранее, что было сделано и в данном случае. Отмечу, что в судебной практике имеются случаи, когда по аналогичным делам в других судах принимались решения в пользу операторов сотовой связи"- сообщила директор юридического департамента филиала макрорегиона "Урал" ОАО МТС Елена Мичкова. В "Мегафоне" согласны: главное — заранее предупредить абонента.
По мнению председателя правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, решение суда по поводу тарифа МТС не будет иметь серьезных последствий. По его мнению, шансы засудить оператора имеют лишь юридически подкованные абоненты, поскольку право в России не прецедентное и сослаться на предыдущее решение суда невозможно. "Людям придется самим обосновывать свою точку зрения в суде, причем в присутствии высококлассных юристов со стороны оператора. В связи с этим я не ожидаю заметной волны исков. По всей вероятности, некоторые абоненты смогут засудить оператора, но таких случаев будет не больше тысячи", — уверен он.