Противостояние «партии телезрителей» и «партии пользователей интернета» является одним из самых популярных сегодня мифов в среде политических обозревателей и записных политологов. Дескать, вот с одной стороны «свободолюбивые и независимые…» а с другой — «подобострастные и пассивные», и вместе им не сойтись.
На самом деле, это не вопрос свободы и тоталитаризма. Это вопрос контента, способов и возможностей его потребления, и, возможно, привычек. Между телевизором и интернетом есть одна принципиальная разница: телевизор пассивен, он позволяет потреблять контент, интернет активен — он позволяет не только потреблять, но и создавать, влиять и реагировать.
В каждой телекомпании есть программная дирекция: там сидят люди, которые, опираясь на социсследования (ха!), рейтинги (ха-ха!) и свои представления о прекрасном (ха-ха-ха!), верстают сетку вещания. Программисты знают, что с 7 до 9 утра их зрители собираются на работу и на учебу, с 9 до 12 - программы смотрят те, кто тех, первых собирал, но остался дома и т.д. Они знают, что вы любите, а что — нет. Если ваш график, ваши привычки, не укладываются в стандарт, то это ваша личная проблема, о которой у них нет возможности узнать. Да и, положа руку на сердце, даже если бы они о ней узнали, что они могут сделать в рамках доступных им технологий?
Еще в 90-е годы стали появляться устройства, которые позволяли записывать те или иные телепрограммы и просматривать их позже. Это мог быть как видеомагнитофон, так и приставка, привязанная к оператору кабельного телевидения. Это было решение, которое позволяло хоть как-то сгладить углы и удовлетворить появлявшиеся запросы нестандартных пользователей. И таковых становилось все больше и больше.
Приставки, видеомагнитофоны, консоли — все это так или иначе позволяло расширить функциональные возможности телевизора до определенного предела, но потом появился интернет, а следом и широкополосный интернет.
Безусловно, люди старшего поколения и люди привычек не кинулись от телевизора в сеть, но более молодые, более активные… Они стали постепенно переключать свое внимание на интернет, про подростков же и говорить не приходится.
Чем в этой ситуации могла ответить телеиндустрия? Большой экран — главное преимущество! Сколько бы пикселей ни было в вашем 17.6-дюймовом экране ноутбука, какой бы ни был большой экран у вашего десктопа — куда им всем до метровой диагонали телевизора? Опять же — пульт: в клавиатуре, мышке и иконках на рабочем столе еще попробуй разберись, а тут, несмотря на множество кнопок и традиционно довольно паршивую их организацию — все они про одно.
То есть телевизор как ядро домашней мультимедийной системы — это хорошо и всем нравится. И он отлично вписывается в концепцию digital home — здесь и различные NAS, здесь и консоли в качестве носителя и проигрывателя контента, локальные сети и многое другое. Наконец, подключение к интернету с возможностью создания единой учетной записи, как это уже сегодня есть у Google, Microsoft или Apple, — это великолепная возможность для монетизации с одной стороны и для потребления с другой. Продай человеку фильм, и он может смотреть его в дороге на смартфоне, один дома на планшете или с семьей на экране ТВ. Еще один плюс — огромные возможности для персонификации рекламы. Можно показывать только то, что интересно этому конкретному абоненту, избавляя его от того, что ему не интересно.
Наконец, у современных телевизоров уже сейчас очень мощные аппаратные платформы, которые без проблем обрабатывают FullHD и даже 3D-видео, то есть с более простыми задачами они справятся без проблем. Если же мы говорим об играх, то для них есть консоли, которые изначально более дружественны к пользователю чем компьютеры.
Фактически происходит медленное перетекание концепции телевизор в компьютере в концепцию компьютер в телевизоре и происходит оно к всеобщему счастью и профиту.
А кто остается в минусе? Традиционный компьютер. Он возвращается к той своей роли, которая у него была в далекие годы — терминал, подключенный к сети и способный работать в облаке. Печатная машинка с доступом в интернет. Мечта Google. Или очень производительная рабочая станция, необходимая профессионалу, скажем, монтажеру или дизайнеру. Происходит разделение компьютера и его смыслов.
Среднему пользователю компьютер как таковой оказывается вообще не нужен. И это то будущее, которое нам только предстоит осмыслить.