Было время, когда в понятие мобильной музыки входили рингтоны и скачиваемые треки, но это уже не так. Стриминговые сервисы, такие как Spotify, Rdio и Deexer, открыли новую эру мобильных сервисов, изменив не только пути поиска и обмена музыкой между пользователями, но и то, как звукозаписывающая индустрия продвигает, распространяет и монетизирует свой контент. Этот сдвиг парадигмы — откуда и куда движется музыкальный бизнес — был предметом сессии "Будущее мобильной музыки" на Mobile World Congress.
"Мобильное направление — билет в будущее для нашей индустрии. Это моя точка зрения, это точка зрения многих музыкантов", — заявила президент и основатель Nexus Цеси Курзман, чья деятельность связана с такими музыкантами, как Шакира и Алиша Киз. — "Продажи записей могут снижаться, но интерес к музыке растет астрономическими темпами. Люди просто экспериментируют с разными способами ее получения".
Старший экономист PRS, организации, защищающей авторские права, Уилл Пейдж сказал, что, действительно, традиционные продажи музыки падают, но эта тенденция замедляется. Ссылаясь на данные Международной Федерации Фонографической Индустрии, Пейдж сказал, что в 2011 году продажи музыкальных записей снизились на 3%, тогда как годом ранее падение было на уровне 9%. Пейдж сказал: "Падение замедляется, но рост приходит с развивающихся рынков".
Музыкальная индустрия использует мобильные возможности для того, чтобы сделать мир еще меньше и дать пользователям из развивающихся стран, даже не имеющих компьютер, возможность доступа к цифровым музыкальным витринам и стриминговым сервисам, не говоря уже об обычных розничных продажах. "Адель продала 21 миллион треков, что является значимым достижением", — продолжила Курзман. — "Но это число сравнительно небольшое, если рассматривать его в мировом масштабе. Оно должно исчисляться сотнями миллионов. Мобильные технологии стали для нас скоростным шоссе на пути к международной аудитории".
Курзман придерживается теории, которую она называет "сначала повсеместность, потом прибыльность", объясняя, что в современном мире музыкантам стоит озаботиться построением международных фанклубов, а уж затем думать о монетизации. Она считает, что развитие бизнес-модели стриминговой музыки доставляет большую головную боль для звукозаписывающих компаний, привыкших продавать музыку на компакт-дисках, зато потенциал достичь признания по всему миру представляет для музыкантов огромный интерес: "Я не знаю музыканта, который не хотел бы продать 10 миллионов альбомов по 1 доллару вместо продажи миллиона альбомов по 10 долларов. Они хотят донести свое искусство до как можно большего количества людей. Музыканты видят в этом возможности, и мобильное сообщество сможет найти великолепных партнеров в музыкантах, если они захотят двигаться дальше".
Но многие слушатели не платят за музыку даже доллара. "Мы должны сделать наши сервисы лучше пиратских", — говорит Пейдж. — "Нам необходимо сконцентрироваться на прянике, а не кнуте". Пейдж сослалась на пример телешоу Top Gear, которое является одним из самых популярных во всех странах мира из-за пиратства, и только в Великобритании, на родине шоу, его можно легально посмотреть с помощью приложения iPlayer телеканала BBC.
Мало только лишь согласиться с тем, что мобильные технологии дают новые возможности, необходимо понять, как их использовать. "Доходов от мобильных продаж пока нет, но стратегически, я всегда держу их в уме", — отметил Мэтт Дроуин, который является менеджером канадской инди-группы Metric. Эта группа отказалась сотрудничать со звукозаписывающими компаниями и продает свою музыку через собственный лейбл Metric Music International. — "Мы заработали в четыре раза больше как независимый коллектив, чем мог бы нам предложить лейбл, но мы пока не смогли выйти на международный уровень. Мобильный канал является очевидным выходом — он дает нам возможность выстраивать отношения с поклонниками, и избежать нашей зависимости от ротаций на радио. Каждый день мы думаем, а что еще мы сделали для того, чтобы расширить охват мобильной аудитории?".
Платные мобильные сервисы помогают музыкантам монетизировать свое искусство намного быстрее, чем другие альтернативные источники, например, лицензирование музыки для фильмов или рекламы. "Это вопрос противостояния быстрых и долгих денег", — прокомментировал Бертис Даунс Четвертый, менеджер группы R.E.M. (которая, к слову, распалась прошлой осенью). — "Обычная схема приносит деньги в течение 18 месяцев, тогда как мобильные продажи могут помочь получить быструю прибыль".
Несмотря на то, что музыкальная индустрия по-прежнему прокладывает курс в мобильное будущее, она понимает, что прошлого уже не вернуть. "Мы видим отказ от старых схем и работы и развитие новых подходов", — говорит Дроуин. — "Радио было и продолжает быть главным каналом для создания популярности. Но оно уже умирает. Что станет следующим каналом? Социальные сети. Откуда придут слушатели? Мобильный канал сыграет большую роль. Мы видим мир, в котором люди платят за доступ, а не владение, и где все будет крутиться вокруг создания плей-листов. Будет расти качество, и это будет основой бренда музыканта, и мы сможем строить вокруг этого бизнес. Мы должны пройти этот путь. У нас просто нет выбора".
Автор: Jason Ankeny, Fierce Mobile Content