17 марта 2011 года состоялась пресс-конференция, организованная Ассоциацией «Электронные Деньги» (АЭД). В этот раз вместо привычных скучных докладов о том, как корабли электронных платежных систем бороздят просторы кошельков простых потребителей, участники ассоциации провели дискуссию. Формат, конечно, интересный и намного более динамичный, чем обычные пресс-конференции, но за всем этим чувствовалось, что с каждым годом ассоциация все меньше делится цифрами и все больше становится похожей на орден Тамплиеров, которые, как известно, тоже курировали платежную систему. Пара цифр, тем не менее, стали известны — оборот электронных платежей за 2010 год вырос с 60 до 70 млрд. рублей, а количество электронных кошельков — с 20 до 30 млн.
Председатель совета АЭД Виктор Достов по традиции рассказал, что закон о Национальной Платежной Системе так и не был принят, но Ассоциация принимает участие в его обсуждении. Главным положительным последствием переработки многострадального закона он считает исключение пункта об отмене федерального закона №103, единственного нормативного документа, который устанавливает хоть какие-то правила игры на рынке электронных денег. Относительно недавней истерики, связанной с возможным уходом с российского рынка MasterCard и VISA, Виктор отметил, что никто никуда не уходит — построят тут свои процессинговые центры и будут спокойно работать. Это вполне нормально, ведь транснациональные компании зарабатывают в России весьма ощутимые деньги, и отказываться от них вряд ли захотят.
Когда речь зашла о том, как повлияет на рынок усиление государственного регулирования, генеральный директор «Яндекс.Деньги» Евгения Завалишина высказала уверенность, что закон о НПС, который уравняет системы электронных денег с банками, приведет к усилению конкуренции на рынке банковских услуг для населения. На сегодняшний день это одна из самых «закрытых» сфер услуг для физических лиц, и в других странах электронные деньги позволили расшевелить этот «улей». По мнению Виктора Достова, электронные деньги — это инструмент для средних и микроплатежей, которые банкам не так интересны.
Президент НАУМИР Михаил Мамута рассказал, что национальное регулирование рынка проводится все-таки с соблюдением рекомендаций наднациональных регулирующих структур, от решения которых зависит во многом положение национальных систем на мировом рынке. В частности, благодаря последним директивам в России удалось увеличить размер неидентифицируемого платежа до 15 000 рублей, и на этом никто останавливаться не собирается. Тем более, по словам Виктора Достова, после принятия закона о НПС, системы электронных денег будут приравнены к банкам и приобретут соответствующие преференции. Михаил отметил, что согласно последним директивам для агентов, через которые проходят платежи, будет предусмотрено несколько категорий, то есть для каждой группы будут установлены свои лимиты. Например, банки — наивысшие лимиты и доверие, операторы и почта — поменьше, а для остальных — самых рискованных — самые маленькие.
Одними из наиболее активных систем в сфере сотрудничества с банками сегодня являются «Яндекс.Деньги» и WebMoney. Директор по развитию WebMoney Петр Дарахвелидзе отметил среди самых ярких событий 2010 года наметившуюся тенденцию тесного сотрудничества банков и систем электронных денег. У WebMoney сейчас есть прямые связки между электронным кошельком и банковским счетом для клиентов «Альфа-банк» и «Океан-банк», а на «низком старте» находится еще десять проектов. Петр высказал интересную мысль — в будущем возможно появление систем электронных денег в offline — выпуск собственных карт, которые, по мнению Петра, будут востребованы магазинами.
Председатель Комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ, председатель Совета Директоров QIWI [и просто хороший человек] Борис Ким заметил, что хитом 2009 года стал выпуск виртуальных карт VISA. Теперь в QIWI можно пополнять любую карту VISA, зная всего лишь ее номер, а в будущем, если банки «будут правильно себя позиционировать», будут развиваться совместные проекты, как, например, проект «Альфа-банка» и оператора «Билайн», которые выпустили совместную карту. Михаил Мамута высказал предположение, что, возможно, появятся и кредитные услуги, которые сегодня де-юро для платежных систем запрещены. На вопрос, как же эту проблему решила система WebMoney, пользователи которой могут при помощи ее инструментов открывать кредитную линию другим пользователям, Петр Дарахвелидзе подчеркнул, что система WebMoney всего-лишь предоставляет инструмент, а не занимается кредитной деятельностью. Сомнительно, если учитывать, что доход от этой деятельности пользователей WebMoney все равно получает — в системе взимается комиссия за каждую транзакцию.
Про мобильную коммерцию, а точнее про перспективы NFC, рассказывал управляющий директор i-Free Innovations Кирилл Петров. Технология применима не только для платежей, но и для всего, что связано с идентификацией — программы лояльности, турникеты, общественный транспорт. По мнению Кирилла, 2011 год станет переломным. В спецификации операционной системы Android 2.3 содержалась рекомендация производителям телефонов устанавливать чип NFC, но доступа к его функционалу пока нет. Компания Apple также подогревает шум вокруг того, будет ли в новом iPhone поддержка NFC, или нет. От Google и Apple зависит то, по какой модели будет развиваться мобильная NFC-коммерция. Тем не менее, Кирилл уверен, что 2011 год для NFC — это «не про деньги, а про кейсы и бизнес-модели». Конструктивных изменений рынка в этой сфере он ожидает в 2012-2013 году.
Евгения Завалишина согласна с Кириллом в главном — потенциал у NFC есть, но не понятно, зачем электронным деньгам NFC, тогда как можно обойтись QR и штрих-кодами для подтверждения оплаты. Путь NFC — это вложения в инфраструктуру, удорожание телефонов и в итоге — никаких особых преимуществ перед уже имеющимися инструментами платежей.
По мнению Бориса Кима, операторы находится в состоянии выбора — либо дать зеленый свет мобильной коммерции и убить высокомаржинальный сегмент Premium SMS, либо оставить все как есть. Для платежных систем важна экосистема, а у операторов с этим проблемы. Михаил Мамута назвал мобильные платежи «наноплатежами», а Евгения Завалишина убеждена, что у мобильной коммерции нет ни одного примера успешной истории, есть лишь «странная экзотика». Для того чтобы запустить успешную систему электронных денег, необходимо две компетенции — в финансах и в интернете. Петр Дарахвелидзе уверен, что все недавние проекты «умерли» именно из-за того, что компетенции только в одном не хватает.
Дискуссия проходила в атмосфере нервного позитива и заклятой дружбы. Прогноз на 2011 год — удвоение рынка. Но уже сейчас понятно, что собравшиеся в ассоциации компании начинают наступать друг другу на пятки. QIWI отключила «Яндекс.Деньги» именно из-за своей стратегии развития, оставив WebMoney лишь потому, что они пока не пересекаются. Но P2P-переводы — это новое направление для QIWI, иначе зачем все эти заигрывания с VISA и перехода на собственную систему QIWI-кошелек. Наблюдать за тем, как коллеги по рынку становятся заклятыми друзьями, с радостью ставящими друг другу подножки с каждым годом все интересней.