Земля … имела и имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной рекой, называемой "Океан". Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе. Вот как устроен мир, о учитель! («Старик Хоттабыч»)
Массовая культура летит в интернет на всех парусах, да только на пути ее встречают и огонь, и вода, и медные трубы. Боцманы медийных флотов истово ищут новые фарватеры монетизации, но мало кому из них удается повстречать свое «эльдорадо», не пройдя причащения в кровавой схватке с пиратами. Кто-то из капитанов индустрии уже сколотил состояние, кто-то еще только ищет свою «Америку», но почти каждый из них находится в постоянной конфронтации с пиратами и мужественно точит сабли, надеясь на лучшие времена. И если с играми, музыкой и кино все опасные рифы уже успели себя показать, то с книжками, судя по всему, не обойдется без новых крушений. Цифровой книжный рынок еще не успел выбраться из яйца и опериться, как все прелести сетевого мира тут же встали перед ним в полный рост. Как обычно, в качестве защиты на его жалкие суденышка были навешаны самые последние достижения литейных мастерских, но, кажется, в данном случае защитники явно перебдели.
Как многие из вас, наверное, знают, пару лет назад в мире цифрового контента бурно расцвела практика применения DRM, или системы управления цифровыми правами (Digital Rights Management). Правда, крестовый поход за права издателей очень быстро вылился в войну против добросовестных пользователей, но паблишеры предпочли этого не замечать. В самом деле, какая разница, что там за неудобства, пока курица несет золотые яйца? Между тем именно за эти неудобства пользователи ласково прозвали DRM системой ограничения цифровых прав, Digital Restrictions Management, и искренне ее возненавидели, стараясь избегать продавцов с DRM.
По-своему они правы. Почему, например, если ноутбук с честно купленными песнями накрылся медным тазом, любимую коллекцию нужно покупать заново? Или, чем, например, объясняется ограничение на десять записей композиции на внешнее устройство? Я уж не говорю о том, что если сграбил песенку на домашнем компьютере (например, средствами обычного медиаплеера от MS) и принес на рабочий, система требует песенку купить, в противном случае — не играет. Бредовость ситуации заключается еще и в том, что DRM в конце концов до глупого легко обходится, либо в конечном счете ломается, но издатели раз за разом склонны повторять свои ошибки. Так, например, потерпела крах региональная защита DVD. Прошло несколько лет — и вот уже издатели требуют самой навороченной защиты от производителей Blu-ray, как будто на их глазах одна такая система не пережила провал. Еще веселее с музыкой. Берешь, значит, файл, в правах которого указана возможность записи его в виде аудио-трека на обычный записываемый диск сколько-то раз, пишешь, а потом "грабишь" его в mp3 или "лослесс" — и сколь угодно часто записываешь на новые носители. И только святая вера в непоколебимость принципов DMCA (чудесный американский закон о правах в цифровую эпоху) заставляет правообладателей упорно долбиться в стену идиотизма буквально в одном и том же месте. Впрочем, в какой-то момент появилось ощущение, что подул ветер перемен, когда пришел старина Стив Джобс и популярно объяснил, что будущего у DRM нет.
Казалось бы, дальше жизнь будет светлой и беззаботной, чудовище DRM загнано в свое поганое логово, и суждено ему досаждать оттуда лишь случайным путникам до конца цифровой эпохи… Однако что-то сложилось не так в небесной канцелярии издательского бизнеса, и зверь наносит очередной удар по беззащитному птенцу — рынку мобильных книг. С одной стороны, операторы и провайдеры только-только стали осторожно ступать на новый рынок, к чему их побуждает бум на рынке компактных читалок. Казалось бы, следует приручать пользователей, кормить с руки, осторожничать. С другой, настрой издателей заметно осложняет их жизнь. И даже учитывая, что все повадки «зверя» досконально изучены, битва будет нелегкой, поскольку на его стороне всегда находятся два извечных врага цифровой свободы: жадность и недалекость правообладателей.
Что до жадности, то здесь неуместно говорить о какой-то простой жадности, нет, тут речь скорее о скаредности, о стремлении как можно дольше не отпускать доверчивого покупателя из своих цепких рук. И доить его, болезного, доить, пока весь не выйдет. Я пока лишь фантазирую, но убежден, что все описанные горести отнюдь не за горами. Итак, нашел, значит, пользователь интересную книжку в новом формате и, главное, по доступной цене? Извини, дорогой, наши читалки этот формат не поддерживают — и не будут! Что, есть в наличии книги из другой цифровой библиотеки? Прискорбно, но мы тут строим собственный цифровой магазин — а интеграцию своего гаджета с конкурентами будем беззастенчиво «гасить». И да, новые наши читалки старыми, потрепанными форматами, брезгуют. Так что, барин, как модельный ряд обновится, милости просим к нам за новой копией цифровых книжек. А уж если библиотекарь наш узрит в книге учение вредное, али претензия от летописца поступит, то удалит он ее из библиотеки, да и со всех читалок заодно.
Скажете, бред? Сегодня, быть может, и да, но что нас ждет в ближайшем будущем? Предположить несложно, ведь любопытные прецеденты уже есть. Не далее как в июле этого года Amazon по требованию правообладателя удалил копии книг Оруэлла «1984» и «Скотный двор» со всех ридеров Kindle без ведома пользователей. Деньги, правда, вернул, но прецедент — не из приятных. А это уже к вопросу о дальновидности правообладателей. Ведь что по сути случилось? А случилось то, что пользователям ясно сказали: вы платите деньги за воздух. То есть обмен товара на деньги происходит, но товар как бы остается на руках у продавца, вам его могут показать только, что называется, «из своих рук». Да и то лишь после того, как убедятся, что вы купили право на него «посмотреть». Ни о каком обладании товаром речи нет и в помине.
Так что же мы получаем на выходе? Переход на цифру подразумевал больший комфорт для покупателей и меньшие цены из-за отсутствия физической дистрибуции товара. Однако на практике удобство, создаваемое мобильными гаджетами, с лихвой перекрывается ограничениями в обращении с контентом. Если для того, чтобы послушать музыку, придется тут почесать, там полизать, здесь ввести пять паролей, там три капчи, а здесь еще и трижды заплатить, то о каком, к черту, удобстве идет речь? И, знаете, дело даже не в цене или гаджете, дело еще и в доверии к продавцу. Девайс может обладать мегаинтуитивным интерфейсом, в который вбуханы миллионы долларов, но тратить деньги на кота в мешке? Рискованно, знаете ли. Особенно если кто-то из знакомых уже обжегся.
Между тем, эта ситуация создает как никогда удачный момент для мобильных операторов, желающих оседлать модную тенденцию мобилизации чтения. Там, где нынешние продавцы с завидным упорством внедряют DRM, у операторов есть шанс захватить новый сегмент, предложив своим абонентам подлинно «дружелюбные» мобильные книжки. Не только телефон, но и всякий мобильный гаджет, что характерно, — штука интимная, а значит массовой волны «шэринга» ожидать не стоит. Да, кто-то, быть может, и скинет товарищу книжицу по «блютусу», но новой индустрии торрентов из этого никак не получится. Правда, тратить деньги сейчас лучше не на рекламу, а на убеждение издателей в перспективах новой, открытой бизнес-модели.
Радует меня и еще один факт. Книжки — очень простой формат с точки зрения конвертации из защищенной копии в незащищенную, и что бы там не предпринимали издатели, результат их попыток предсказуем. А это, в свою очередь, заряжает меня оптимизмом: DRMовый мир цифрового контента долго не продержится.