Тема контрафакта связана с Китаем довольно крепко. В 90-х китайский ширпотреб пользовался огромной популярностью, а на то, что из пуховиков уже через неделю начинали лезть перья, мало кто обращал внимание. Главным преимуществом китайской продукции было тонкое чутье потребителя: после 70 лет советского строя обыватели хотели одеться во что-нибудь яркое и необычное. Даже сегодня, контрафактная, нелегальная продукция пользуется гигантским спросом — вспомните закрытие Черкизовского рынка — и вы сами сможете оценить масштабы "бедствия".
О продукции "шанзай" громко заговорили во время запуска айфона — в Китае мгновенно появился телефон Star Phone от компании Golden Apple. Но никто бы не обратил на него внимания, если бы китайский аналог не обладал гораздо большим набором функций, чем гламурное детище Стива Джобса. Именно тогда, в 2007 году "шанзай" из чисто местячкового явления стал общемировым трендом.
Shanzhai имеет много значений, но сегодня он обозначает малое предприятие, занимающееся нелегальным выпуском контрафактной продукции. Шанзай-бароны не платят налогов и роялти, но завоевывают сердца потребителей особенным чутьем быстро изменяющейся конъюнктуры и моды. Если два года назад телефоны действительно просто копировались с западных образцов, то сегодня китайский телефон — это сгусток всех мыслимых и немыслимых наворотов в одном аппарате. 3 sim-карты? Не вопрос. Прием аналогового телевидения? В каждой трубке. GPS, Bluetooth, WiFi, 3G — в шанзай-телефонах есть все. И стоит они не дороже 100 долларов, эдакий негласный картельный сговор.
Навороченные трубки, обычно, расползаются по всему миру и оседают в магазинчиках "китайских кварталов", ставших неотъемлемой частью любого мегаполиса. Но не стоит думать, что инноваторы от сохи ориентируются только на экспорт. Внутри Китая рынок — чуть ли не первый по величине в мире. И шанзай-бароны очень гибко подходят к вопросу разработки "локальных" продуктов. Например, у фермеров большой популярностью пользуются трубки с гигантским динамиком — чтобы крестьянин, работая в поле, мог услышать сигнал. Есть телефоны, встроенные в часы, в пачку сигарет, в игрушки — разработчики ревностно следят за тем, что требуется реальному покупателю.
Разработка телефона и налаживание его производства обходится в несколько тысяч долларов — компоненты покупаются на Тайване, дизайн заимствуется на Западе, а собирается все в маленьком подвальчике или хижине. В год собирают примерно 150 млн. телефонов, большая часть из которых оседает в Африке, Индии и других азиатских странах.
А что же производители телефонов, которые всегда по-честному разрабатывали модели, платили налоги, приобретали лицензии? В интервью CNN один из сотрудников Huawei, входящего в список топ-вендоров телеком-железа, признался, что даже им не под силу тягаться с рынком шанзай. Зарубежные производители пожимают плечами и придерживаются мнения, что их продукция стоит своих денег.
Это как раз вызывает неудобные вопросы. Например, что помимо гарантии и качества может предложить крупный производитель? Подскажу — малый набор функций, высокую цену, посредственный сервис? Шанзай предлагает трубку, которая стоит в три-четыре раза меньше, обладает во столько же раз большим набором функций, но — факт — не может похвастаться долгожительством.
В итоге получается парадоксальная ситуация. Телефоны шанзай занимают 10% рынка, но всем плевать — маржа низкая, легальность на нуле. В это же время шанзай-телефоны де-факто уже являются самыми технологичными в мире. И не надо заблуждаться насчет китайцев, вопросы с качеством они умеют решать очень быстро. Ведь все те же адски дорогие OLED-дисплеи, ЖК-матрицы или плазменные экраны собирают именно в Китае, а ведь на них стоят «клейма» Sony и Phillips — и гарантия на много лет. Так что оставим иллюзии наивным простачкам. Полтора миллиарда долларов на дороге не валяются.