16-17 июня в Москве прошла международная конференция «Мир Мобильного Контента. MoCo-2009». Как и в прошлые годы, золотым спонсором мероприятия стал контент-провайдер №1 на рынках России и стран СНГ ИММО («Информ-мобил»).
Представители ИММО озвучили на конференции ряд докладов, выступили участниками и модераторами дискуссионных заседаний, поделившись своим видением перспектив российского рынка VAS.
В ходе панельной дискуссии «Музыкальный контент» руководитель службы Интернет-проектов ИММО Сергей Вязьмин выразил мнение, что российской индустрии мобильной музыки, несмотря на ее растущую популярность, необходимы новые решения. С его точки зрения, дело не должно ограничиваться новыми способами тарификации. Для дальнейшего роста рынок нуждается в новых музыкальных продуктах.
— Сегодня прибыльный музыкальный продукт должен включать в себя три основные составляющие: эффективную модель тарификации, современную технологию и собственно музыку, — заявил Сергей Вязьмин. — Успех зависит от того, насколько три этих составляющих будут эффективно взаимодействовать. Яркий пример успешного музыкального продукта – услуга РБТ, которая демонстрирует современную технологическую платформу, богатый выбор музыкального контента и удобную модель тарификации с системой подписки.
Представители ИММО считают, что новые музыкальные продукты, способные развивать рынок, должны следовать примеру РБТ в реализации трех вышеописанных принципов. Наиболее перспективным направлением сегодня выглядит монетизация уже существующих, привычных для абонентов схем потребления музыки – например, неограниченного доступа к каталогам. Получив его вместе с «пакетами» Интернет-трафика, пользователи смогут скачивать музыку, не задумываясь о ее стоимости — как при пользовании пиратскими ресурсами, но на легальной основе. В конечном счете, подход, при котором абонент не платит за каждую скачанную единицу контента, положительно скажется и на количестве загрузок, и на доходах всех игроков рынка.
Принципиальное отличие предлагаемого ИММО инновационного музыкального продукта от существующих ныне еще и в том, что доступ к каталогам предоставляется абонентам, использующим дешевую точку доступа (APN-Inernet) и потребляющим большой объем трафика.
В ходе дискуссии «Мобильные игры» руководитель дирекции по контенту и Интернет-проектам ИММО Ирина Грандель рассказала о повышенном внимании, которое уделяется сегодня в компании мобильным играм. По словам Ирины, последние годы рынок игр активно рос: если несколько лет назад он занимал лишь несколько процентов от объема всего рынка мобильного контента, то теперь занимает десятки. Связано это, в первую очередь, с развитием телефонов и ростом «продвинутости» самих абонентов.
— Раньше не все телефоны поддерживали данный тип контента и не все абоненты обладали достаточным количеством навыков для успешной закачки и установки игры, — заявила Ирина Грандель. – Игры являются наиболее технически сложным типом мобильного контента, и с этим были связаны основные преграды для роста рынка. Например, абонент мог купить игру, но она не поддерживалась его телефоном. В настоящий момент такое случается все реже, однако, чтобы свести негативные моменты к минимуму, нужно ввести новую систему продаж.
По словам Ирины Грандель, поспособствовать росту рынка могут продажа игр по системе try&buy (бесплатные демоверсии с возможностью дальнейшего приобретения), а также уменьшение стоимости игры за счет внедрения внутриигровой монетизации. Кроме того, как и в случае с мобильной музыкой, существенным толчком к развитию рынка может стать продажа неограниченного доступа к игровым каталогам за фиксированную абонентскую плату.
Выступая с докладом «Конвергенция web- и мобильных технологий. Готовность участников рынка» руководитель Департамента маркетинга ИММО Геннадий Карпачев заявил, что дальнейший рост web- и wap-рынков будет обусловлен конвергенцией этих технологий. Проблема развлекательных сервисов в части музыки и игр заключается в том, что потребление этих услуг различно для дома и для улицы. Дома человек использует три различных устройства: компьютер, музыкальный центр или игровую приставку. На улице же остается лишь мобильный телефон. Конвергенция web- и мобильных технологий позволит использовать один и тот же интернет-сервис или игру как из дома, так и вне его.
По словам Геннадия Карпачева, «плодами» конвергенции пользуются пока только наиболее продвинутые пользователи, но их количество неуклонно растет. В частности, уже сейчас большинство социальных сервисов и сервисов знакомств имеют мобильную версию. Некоторые музыкальные сервисы продают контент сразу на несколько устройств: компьютер, мультимедийный плеер, телефон.
Наблюдаемые сегодня тенденции развития web- и мобильных технологий, считает Геннадий Карпачев, позволяют говорить о сближении этих протоколов. Для абонента это означает возможность в скором времени заходить на все интернет-ресурсы как с компьютера, так и с телефона. Причем сайты будут автоматически адаптироваться под user agent абонентского устройства. Наиболее горячими «очагами» конвергенции в ИММО называют порталы OMLET.RU, iTunes, OVI.com, Мобильные сервисы yandex.ru