Даня Шеповалов — личность почти культовая. За спиной — годы, проведенные за написанием колонок для журналов «Хулиган» и «Хакер», создание сценария к компьютерной игре и даже роман. Впереди — издание сборника рассказов и рыбалка на водостоке АЭС в Сосновом бору. Пообщавшись с величайшим гуманистом всех времен и народов, я наконец узнал, на что именно Даня спускает свои гонорары.
Иван Хрусталев: Дань, культ твоей личности складывался в конце 90-х, когда мобильные телефоны были еще не так доступны, как сегодня. Расскажи, каким был твой первый мобильный телефон и как он у тебя появился?
Даня Шеповалов: Какая-то старая Nokia, очень большая и тяжелая. Я жил в Петербурге, было лихое время, когда "Мегафон" еще назывался "Северо-западным GSM". Его реклама крутилась на здании рядом с Казанским собором. Эта тяжелая большая Nokia почему-то неизменно напоминала о бандитах и о том, что если ты вернулся домой вечером — тебе сильно повезло.
И.Х.: Кому позвонил первому?
Д.Ш.: Звонил однокурсникам договориться о встрече и сходить в "Грибоедов" или "Маму". В Петербурге большую часть года серо и сумрачно, он как Лондон, где жить невозможно, все очень красиво, но депрессивно фантастически. А умножь еще на бандитскую атмосферу девяностых, когда каждый день мог стать последним. Все только и спасались рейвами.
И.Х.: Какой был первый купленный тобою рингтон?
Д.Ш.: Никогда не покупал рингтоны. Я довольно аскетичный человек и персонализацию девайсов тем более за деньги считал излишней. Сейчас у меня стоит песенка группы "Лаванда", которую я закачал в телефон с компьютера. Сам телефончик — Nokia с двухмегапиксельной камерой купил 4 года назад, очень мне нравится. Уже не раз бился об асфальт, но живой и честный. Сейчас будет жесткий плейсмент, но я реально фанат Nokia, у этих телефонов самое четкое и разумное меню. Финны — крутые, самые лучшие математики и программисты графических эффектов, демосцена держится на них. Кстати, плейсмент тут не случайно, пускай Nokia пролоббирует мне грант на документальный фильм о Туве Янсон. Я ее большой фанат. В эпической драме о мумми-троллях есть персонаж Туу-тикки, в которой Туве Янсон, как мне кажется, изобразила саму себя. Этот персонаж мне очень симпатичен.
И.Х.: Кстати о фильмах — когда нибудь пользовался видеокамерой в телефоне? Что снимал?
Д.Ш.: Очень редко пользовался, снимал в основном девушек.
И.Х.: Девушек? И что делали в твоем видео девушки? :)
Д.Ш.: Ничего предосудительного, в основном танцевали, строили глазки и выпускали в камеру красивый голубой дым.
И.Х.: В новом iPhone вот тоже есть видеокамера, не планируешь приобрести для съемок красивого голубого дыма?
Д.Ш.: Не знаю как в других странах, но история с iPhone в России заставляет меня недоумевать. iPhone у всех. И если сначала это было фишкой: два чувака встречаются в кафе, выкладывают на стол эти игрушки, и тут же у них происходит социальная синхронизация — мы с тобой одной крови, договоримся. А сейчас они у всех. Какая разница, какой у тебя рингтон, волпейпер и приложение с лазерным мечом, если коробочка у всех такая же. Я не хочу покупать iPhone, потому что он слишком навороченный. Телефон мне нужен как звонилка, а не как гей-аксессуар. Нужна звонилка и мобильный компьютер нормальный.
И.Х.: То есть iPhone — гей-аксессуар?
Д.Ш.: Ну это же распространенная шутка, что яблочники — это гей-движение. Хотя в некоторых сообществах дела обстоят иначе: сторонники PC или нокии той же — сексуальное меньшинство. Тут уж как повезет.
И.Х.: С твоей ориентацией разобрались, но почему ты не любишь навороченность в телефоне?
Д.Ш.: Камера и звонилка — отлично. А в остальном я старомоден. Несколько раз игрался с iPhone, клевая штука, но себе такую приобрести так и не захотелось. Еще один плейсмент — я надеюсь на платформе Google Android сделают что-нибудь стоящее. Наймут какого-нибудь гения дизайна, прикрутят в красивую коробочку сильную начинку и будет шедевр. Не факт конечно, но такое может случиться. Я даже на всякий случай зарегистрировал домены androidsoft.ru и androidgames.ru.
И.Х.: Откуда такая тяга к корпорации зла?
Д.Ш.: Почему же тяга. Кто знает, может, я хочу снискать скандальную славу, вдруг Google захочет отсудить эти домены? "Галантерейщик и кардинал — это сила!". А если серьезно, просто я математик по образованию и симпатизирую Брину как человеку, который придумал самую мощную штуку по упорядочиванию хаоса в истории. Мы с друзьями даже сделали эпохальное цифровое полотно но вечную тему тайной вечери. Сергей Брин там сидит в центре стола, а в роли апостолов — звезды IT. Попробуй угадать, какие роли достались Биллу Гейтсу, Стивену Джобсу и Дюку Ньюкему.
И.Х.: Даже боюсь себе представить, что вы сделали с Биллом Гейтсом. Опыт использования мобильников с Windows Mobile есть, или ты так и не лишился нокиевской девственности?
Д.Ш.: Nokia навсегда. Прошу внести это в протокол.
И.Х.: То есть даже ни разу не попробовал? Вон, айфон хоть в руках повертел…
Д.Ш.: Я консерватиный и старомодный футурист. Зачем изучать платформы, которые требуют нажатия кнопок, тачпэда или еще какого допотопного устройства ввода? Вот когда появятся мобильные устройства, записывающие видеосигнал воображения человека — тогда можно будет напрягаться и изучать инструкцию. А до этого момента пускай прогресс идет без меня.
И.Х.: Но я точно знаю, что ты хоть раз, да оплачивал что-то смской :)
Д.Ш. Разумеется. Я регулярно оплачивал доступ к базе кулинарных рецептов. И еще оплачивал доступ к эскизам для вышивания крестиком. Все это делают, думаю ты не исключение.
И.Х.: Я думал, что все оплачивают доступ к фотографиям обнаженных нимф с узкими бедрами
Д.Ш.: Серьезно? Вроде даже на допотопных BBS-ках за эти фотографии не нужно было платить. Люди их бесплатно выкладывают в сеть из любви к искусству.
И.Х.: С другой стороны, с BBS на 14400 тебе приходилось полночи качать только одну фотку. А интернетом на телефоне пользуешься, он ведь быстрее?
Д.Ш.: Пользуюсь только клиентом GMail. Думаю, твое почтенное издание еще интересуют казуальные игры — на боеприпасы к "танчикам" я просадил мегатонны кэша.
И.Х.: Серьезно?
Д.Ш.: Да. Доброжелатели потом отобрали у меня телефон и стерли игру, потому что я все тратил на танчики и постоянно был в минусовом балансе. Еще играл в Worms Forts и Alpha Wing. Alpha Wing — офигенская игра.
И.Х.: То есть все таки играешь на телефоне. А какую функцию телефона считаешь самой бесполезной?
Д.Ш.: T9. Какой-то дегенератский алгоритм будет за меня решать, что я хотел ввести. Это первый шаг к порабощению человечества машинами. Еще программа меня бесит, которая текст в неправильной раскладке меняет. Ненавижу, когда она у кого-то стоит и мешает мне жить.
И.Х.: Напоследок — какой телефон бы ты сейчас купил, если бы твою Nokia постигла скоропостижная смерть?
Д.Ш.: Уронив последний раз телефон, я об этом всерьез задумался. Точно не какой-нибудь азиатский, потому что их инопланетное меню взрывает мне мозг. Наверное, новенькую Nokia. Я не знаком, правда, с новыми моделями, так что не могу назвать конкретную.